Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1 г. Михайловска»
Принято
педагогическим советом школы
протокол № 4
от 15.02 2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора школы
№ 11-од от 15.02.2024 г.
Директор __________С. В. Щипанов
ПОЛОЖЕНИЕ
о проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС/ФОП НОО
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение составлено на основе Федерального закона "Об образовании в
Российской Федерации" в рамках реализации ФГОС НОО-2021 и определяет цели и
задачи проектной деятельности в МАОУ СШ №1 г. Михайловска,
порядок ее
организации и общие требования к содержанию и оценке проектных работ обучающихся.
1.2. Проектная деятельность является неотъемлемой частью учебного процесса, в
организации и обеспечении которой могут участвовать все педагогические структуры
школы.
1.3. Проектная деятельность является одним из методов развивающего обучения, она
направлена на выработку исследовательских навыков, развитие творческих способностей и
логического мышления обучающихся.
1.4. Заниматься проектной деятельностью могут обучающиеся любого класса начальной
школы на добровольной основе.
1.5. Проект может быть индивидуальным, групповым.
1.6. Обучающиеся разрабатывают и реализуют как учебные, так и социальные проекты, темы
которых они выбирают самостоятельно или по предложению педагогов.
1.7. Руководителем проекта может быть обучающийся, педагог или родитель.
2.Цель проектной деятельности
Создание условий для развития метапредметных умений обучающихся.
3.Задачи
3.1. Обучение школьников технологии проектной деятельности.
3.2. Качественное усвоение знаний, развитие интеллектуальных и творческих способностей,
овладение регулятивными умениями.
3.3. Развитие организаторских навыков, приобретение опыта совместной деятельности по
достижению учебных или социально-значимых целей.
3.4. Формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру, создание условий
для самоопределения, самопознания, самореализации.
4. Организация проектной деятельности
4.1. В проектной деятельности принимают участие обучающиеся начальной школы.
4.2.Тему и содержание проектной деятельности определяет руководитель проекта
самостоятельно или совместно с обучающимися.
5. Алгоритм разработки проекта.
1 этап. Поисковый.
1.1. Постановка проблемного и частных вопросов для разработки проекта. Выбор темы и
типа проекта.
1.2. Освоение тезауруса проектной деятельности.
1.3. Определение актуальности, объекта и предмета проекта, выдвижение гипотезы проекта,
формулирование цели и задач деятельности.
2 этап. Аналитический.
2.1. Подбор информации, необходимой для реализации проекта, из различных источников.
2.2. Анализ информации в соответствии с поставленной целью проекта.
2.3. Обоснование значимости реализации проекта.
3 этап. Практический.
3.1. Определение рисков проекта.
3.2. Работа над проектом при помощи дидактических материалов, разработанных
руководителем проекта. Формулирование выводов по результатам деятельности. Создание
продукта проекта.
4 этап. Презентационный.
4.1. Подготовка презентации проектной деятельности.
4.2. Защита (презентация) проекта перед аудиторией.
5 этап. Контрольный (самоанализ и самоконтроль).
5.1. Оценка качества выполнения проекта аудиторией.
5.2. Анализ результатов выполнения проекта.
6. Виды проектов.
По времени выполнения.
Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Уроки используются для
координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору
информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во
внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение
занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Годичный
проект – от определения проблемного вопроса и темы до презентации выполняется во
внеурочное время.
По количественному составу различают: индивидуальные, парные и групповые проекты.
По доминирующей деятельности обучающихся проекты делят на:
Исследовательский проект. По структуре напоминает научное исследование. Он включает
в себя обоснование актуальности выбранной темы, выделение проблемы, постановку цели и
задач исследования, определение методов исследования, источников информации,
обязательное выдвижение гипотезы и путей решения обозначенной проблемы, обсуждение и
анализ полученных результатов, обозначение новых проблем для дальнейшего исследования.
Творческий проект. Участники такого проекта берут на себя роли литературных или
исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных
или деловых отношений через игровую ситуацию. В таком проекте высока степень
творческой составляющей, доминирующим видом деятельности является ролевая игра.
Обучающиеся, разыгрывая роли, исследуют характер возможного поведения персонажей в
предлагаемых ситуациях, особенности их речи, этикета и т.д.
Практико-ориентированный проект. Нацелен на решение социальных задач, отражающих
интересы участников проекта или внешнего заказчика. Данные проекты отличает четко
обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть
использован в жизни класса, школы, города, района, области, государства. Ценность проекта
заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить
заданную проблему. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, четких выводов
и участия каждого члена проекта в оформлении конечного продукта.
Информационный проект. Это тип проектов направлен на сбор информации о каком-то
объекте, явлении; ознакомление участников проекта с данной информацией; анализ и
обобщение выявленных фактов; представление результатов широкой аудитории. Данные
проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции
по ходу работы. Результатом работы может быть реферат, доклад, статья и т.п.
Этапы проектной деятельности, соответствующие структуре учебной деятельности:
2
Мотивационный. Учитель:
заявляет
общий
замысел,
создает
положительный
мотивационный настрой. Ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи.
Планирующий – подготовительный. Определяются тема и цели проекта, формулируются
задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и
процесса, согласовываются способы совместной деятельности, сначала с максимальной
помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности.
Информационно – операционный. Ученики: собирают материал, работают с литературой и
другими информационными источниками, непосредственно выполняют проект. Учитель:
наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником, может
предложить обучающимся организующие дидактические материалы.
Рефлексивно – оценочный. Ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном
обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную
или письменную самооценку. Учитель выступает участником коллективной оценочной
деятельности.
7. Результаты проектной деятельности
7.1. Результатом работы над проектом (выходом проекта) является продукт:
1.Мультимедийный продукт.
2.Чертеж изделия.
3. Модель изделия.
4.Газета, видеофильм, статья.
5.Макет.
6.Костюм.
7.Изделие.
8.Проведение мероприятия.
9.Электронное учебное пособие.
10.Выставка.
11. Презентация (устная, компьютерная).
12. Реферативное сообщение.
13. Иной продукт, выполнение которого обосновано обучающимися (письменное описание
работы, сценарий, экскурсия, стендовые отчёты, фотоальбом и т. д.)
8. Подведение итогов проектной деятельности
Итоги проекта подводятся на уроке или во внеурочное время. Проектная работа оценивается
по заранее разработанным критериям. Критерии разрабатывает руководитель проекта или
экспертное жюри в зависимости от типа представляемых проектов. Критерии оформляются в
оценочных листах, выполненных в программе MSWord.
Оценивание учебных проектов во 2-4 классах
Критерии
Балл
Оформление
Работа по оформлению соответствует приложению данного
1
проекта
Положения
(зависит от типа
Оценивание презентации защиты.
проекта)
Наличие титульного слайда с элементами: название проекта,
1
Данными
автор проекта, название ОУ
критериями
На слайдах размещено небольшое количество самой важной
1
оценивается,
текстовой информации без орфографических, грамматических,
работа,
пунктуационных ошибок
выполненная в
Иллюстрации соответствуют тексту
1
программе MS
Корректное цветовое оформление слайдов и его элементов,
1
Word, презентация корректное использование эффектов анимации при демонстрации
защиты проекта.
Итого
5
Содержание
Работа соответствует теме
1
3
проекта
Выступление
участника
Рефлексия
ИТОГО
Количество баллов
Отметка
Тема раскрыта полностью
Материал изложен в строгой логической последовательности
Имеется творческий (авторский) подход в изложении материала
Итого
Речь грамотная
Выступающий отлично владеет материалом
Выступающий умеет участвовать в дискуссии, соблюдает
регламент выступления
Итого
Узнал, научился, использовал, применил и т. д.
Критерии выставления отметки
5-7
8-11
«3»
«4»
1
1
2
5
1
1
1
3
2
15
12-15
«5»
Особенности оценивания учебных проектов в 1-ом классе
В первом классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Допускается
словесная объяснительная оценка. При оценивании учитываются оформление, содержание и
защита проекта. Присваиваются номинации, например, «Научный проект», «Важный
проект», «Творческий проект» и т. д.
9. Обязанности руководителя проекта
9.1. Оказывает помощь участникам проекта в определении идеи проекта, темы, определения
его конечного продукта.
9.2. Координирует деятельность участников проекта, контролирует выполнение
производимых работ в соответствии с планом работы.
9.3. Консультирует участников проекта по вопросам планирования, методики выполнения,
оформления и представления результатов проекта.
Приложение 1.
4
Оформление проектной работы
Проектная работа должна быть грамотно написана и правильно оформлена. Работа
выполняется в программе MSWord.
Набирается работа на компьютере через одинарный междустрочный интервал, шрифтом
«TimesNewRoman», размер шрифта обычного текста 14, размер шрифта заголовков 16,
полужирный, на одной стороне листа формата А4, абзацный отступ (отступ первой строки) –
1-1,5 см. Рядовой текст выравнивается по ширине, заголовки - по центру листа.
Иллюстрации выполняются в виде приложений в конце работы.
Страницы работы нумеруются арабскими цифрами. Должна быть сквозная нумерация по
всему тексту, внизу страниц. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц.
Номер страницы на титульном листе не проставляется. Иллюстрации, таблицы,
расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц.
На титульном листе вверху страницы набирается название ОУ (размер шрифта – 12), по
центру страницы - тема работы (размер шрифта 16), ниже темы – ФИ автора работы, класс
(размер шрифта 12, выравнивание по правому краю).
Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 3 см, правое
– 1,5 см, нижнее и верхнее – 2 см. Объем работы не более 20 страниц текста (без
приложений).
Требования к структурным элементам проектной работы
Структурными элементами работы являются:
- титульный лист;
- содержание;
- введение;
- основная часть;
- заключение (выводы);
- список литературы;
- приложения.
Введение
Во введении обосновывается выбор темы, определяются ее актуальность для практики,
объект, предмет, формулируются цель, задачи, раскрывающие тему работы, при
исследовании – выдвигается гипотеза.
Во введении отражаются следующие пункты:
- актуальность темы;
- цель и задачи работы;
- объект и предмет работы;
- практическая ценность работы;
- структура работы.
Основная часть
Основная часть работы, как правило, содержит теоретическую и практическую части.
Каждая из них может состоять из нескольких глав.
В теоретической части на основе изучения литературных источников рассматривается
сущность исследуемой проблемы, анализируются различные подходы её решения,
излагается собственная позиция обучающегося.
Практическая часть носит аналитический характер. В ней обучающийся выполняет анализ
исследуемой проблемы на конкретном примере. Здесь же разрабатываются конкретные
предложения и рекомендации.
Заключение или выводы
Заключение должно раскрывать связь рассмотренной темы с более широкой проблемной
областью, т.е. еще раз подтвердить актуальность темы с точки зрения перспектив
дальнейших исследований, разработок, должно содержать:
- краткие выводы по главам основной части научной работы;
- оценку полноты решения поставленных во введении задач;
5
- перспективы дальнейшего исследования проблемы.
Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании,
значимости, обоснованности и эффективности работы.
В конце работы приводится список использованной литературы. В тексте работы должны
быть ссылки на тот или иной источник.
Приложение
В приложении дается вспомогательный материал: таблицы вспомогательных цифровых
данных, инструкции, компьютерные распечатки, иллюстрации вспомогательного характера,
образцы анкет, формы отчетности и другие документы. Каждое приложение следует
начинать с новой страницы с указанием наверху справа страницы слова «Приложение» и
ставить его номер. Приложение должно иметь заголовок, который записывают по центру
относительно самого приложения с заглавной буквы отдельной строкой. В тексте работы на
все приложения должны быть даны ссылки (Например: см. приложение 8). Приложения
располагают в порядке ссылок на них в тексте работы. Все приложения должны быть
перечислены в оглавлении работы с указанием их номеров и заголовков.
Рисунки
Рисунки (чертежи, графики, схемы) следует располагать в работе непосредственно после
текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном
месте они не помещаются.
Таблицы и диаграммы
Цифровой материал рекомендуется помещать в работе в виде таблиц и диаграмм. Таблицу
и диаграмму следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она
упоминается впервые, или на следующей странице. Таблицы и диаграммы должны иметь
сквозную нумерацию.
Работа помещается в пластиковый скоросшиватель.
Требования к оформлению тезисов (для работ-участников конкурсов)
Тезисы должны быть набраны в текстовом редакторе MSWord шрифтом TimesNewRoman,
размер 12 пт полуторным межстрочным интервалом.
Параметры страницы – поля: верхнее -2,0 см, нижнее – 2,0 см, левое – 2,0 см, правое –2,0.
Заголовок печатать прописными буквами по центру страницы полужирным шрифтом
(размер 12 пт), точку в конце заголовка не ставить.
Под названием тезисов следуют фамилии, имя авторов, класс по центру страницы.
На следующей строчке приводится фамилия и инициалы, должность руководителя.
Через интервал печатается текст тезисов. Текст выравнивается по ширине.
Объем тезисов не должен превышать 1 страницы.
6