РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по выбору
«Функциональная грамотность»
для обучающихся 1 классов
г. Михайловск 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса для первого класса «Функциональная грамотность»
составлена в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной
программы начального общего образования МАОУ СШ №1 г. Михайловска на основе
авторской программы курса «Функциональная грамотность» М. В. Буряк, С. А. Шейкиной
в рамках общеинтеллектуального направления.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Цель учебного курса: создание условий для развития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и
буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного
поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для
выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с
помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и
экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия
соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
предназначена для реализации в 1 классе начальной школы и рассчитана на 33 часа (при 1
часе в неделю).
Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по
своему усмотрению.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей
первоклассников для занятий используются сюжеты авторских и русских народных
сказок.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок,
составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части,
составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений,
эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление
числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка,
задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и
2
уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм,
ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги
платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с
яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её
свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа
над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от
окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы
в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
3
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их
решения;
– проведение элементарных финансовых расчётов
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному
чтению и др.
4
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
№
Предмет
п/п
Тема
Дата
Формируемые умения
изучения
изучения
Блок «Читательская грамотность» 8 часов
1.
Виталий
Содержание сказки.
–
Определять
жанр
Бианки. Лис и
Качество:
произведения;
мышонок
осторожность,
– называть героев сказки;
предусмотрительность – дополнять предложения,
пользуясь информацией из
текста;
– давать характеристику
героям;
–
определять
последовательность событий
и рассказывать сказку;
– составлять из частей
пословицы и определять их
соответствие произведению;
–
различать
научнопознавательный
текст
и
художественный;
– определять, чему учит
сказка.
2.
Русская
Содержание сказки.
– Определять национальную
народная
Качество:
принадлежность сказки по
сказка.
выносливость,
информации в заголовке
Мороз и заяц
упорство
занятия;
– отвечать на вопросы по
содержанию
сказки
без
опоры на текст;
– давать характеристику
героям сказки;
– наблюдать над синонимами
как близкими по значению
словами
(без
введения
понятия);
– делить текст на части в
соответствии
с
предложенным планом;
–
объяснять
значение
устойчивых
выражений
(фразеологизмов);
– сопоставлять графическую
информацию со сведениями,
полученными из научнопознавательного текста;
– устанавливать истинность
и ложность высказываний;
5
3.
Владимир
Сутеев.
Живые грибы
Содержание сказки.
Качество: трудолюбие
4
Геннадий
Цыферов.
Петушок и
солнышко
Содержание сказки.
Качество: вежливость,
умение признавать
свои ошибки
5.
Михаил
Содержание сказки.
– подбирать из текста слова
на заданную тему;
– определять, чему можно
научиться у героя сказки;
– строить связное речевое
высказывание в соответствии
с учебной задачей.
– Давать характеристику
героям;
– дополнять предложения на
основе сведений из текста;
–
определять
последовательность событий
и рассказывать сказку;
– составлять вопросы по
содержанию сказки;
– на основе сведений из
научно-познавательного
текста выбирать верные
высказывания.
– Определять вид сказки;
– называть героев сказки,
находить среди них главного
героя;
–
определять
принадлежность
реплик
персонажам
сказки
(без
опоры на текст);
–
определять
последовательность событий
сказки;
– находить необходимую
информацию в тексте;
– определять, на какие
вопросы можно получить
ответы из прочитанного
текста;
– соотносить события и
поступки,
описанные
в
сказке,
с
событиями
собственной жизни, давать
им оценку;
– объяснять смысл пословиц,
соотносить пословицы с
прочитанной сказкой;
– строить связное речевое
устное
или
письменное
высказывание в соответствии
с учебной задачей;
– определять, чему учит
сказка.
– Определять лексическое
6
Пляцковский.
Урок дружбы
Дружба, жадность
6
Грузинская
сказка. Лев и
заяц
Содержание сказки.
Качество: смекалка,
находчивость,
хитрость, глупость
7
Русская
народная
сказка.
Как лиса
училась
летать
Содержание сказки
Качество: смекалка,
находчивость,
хитрость, глупость
значение слова;
– анализировать содержание
текста и составлять план;
– определять по рисунку
содержание
отрывка
из
текста;
– давать характеристику
героям;
– понимать, чему учит
сказка;
– составлять из частей
пословицы и определять их
соответствие произведению;
–
фантазировать
и
придумывать продолжение
сказки.
–
Определять
жанр
произведения;
– называть героев сказки;
– выбирать изображение,
подходящее
для
иллюстрации героя сказки;
– давать характеристику
персонажам сказки;
– наблюдать над словами
близкими
и
противоположными
по
смыслу;
– соотносить иллюстрации с
событиями, описанными в
сказке, с опорой на текст;
– отвечать на вопросы по
содержанию сказки;
– определять, на какие
вопросы можно получить
ответы из прочитанного
текста, находить ответы в
тексте;
– строить связное речевое
устное
или
письменное
высказывание в соответствии
с учебной задачей.
– объяснять смысл пословиц,
соотносить пословицы с
прочитанной сказкой.
– Давать характеристику
героям;
– определять по рисунку
содержание
отрывка
из
текста;
– располагать в правильной
последовательности
7
8
9
10
предложения
для
составления
отзыва
на
прочитанное произведение;
–
соединять
части
предложений;
– задавать вопросы к тексту
сказки;
– объяснять главную мысль
сказки;
– дополнять отзыв на
прочитанное произведение.
Евгений
Содержание сказки.
–
Определять
жанр
Пермяк.
Семейные ценности
произведения;
Четыре брата
– называть героев сказки;
– находить в тексте образные
сравнения;
– отвечать на вопросы по
содержанию сказки;
– определять, на какие
вопросы можно получить
ответы из прочитанного
текста, находить ответы в
тексте;
–
рассказывать,
что
понравилось/не понравилось
в сказке и почему;
– разгадывать ребусы;
– объяснять смысл пословиц,
соотносить пословицы с
прочитанной сказкой;
– строить связное речевое
устное
или
письменное
высказывание в соответствии
с учебной задачей.
Блок «Математическая грамотность» 8 часов
Про курочку
Счёт предметов,
– Определять количество
Рябу, золотые
составление и решение предметов при счёте;
и простые
выражений, задачи.
– составлять и решать
яйца
Многоугольники
выражения с ответом 5;
–
решать
задачу
на
уменьшение
числа
на
несколько единиц;
– соединять с помощью
линейки точки и называть
многоугольники;
– решать задачу в два
действия.
Про козу,
Счёт предметов,
– Определять количество
козлят и
составление и решение предметов при счёте;
капусту
выражений, задачи.
– образовывать число 8;
Ломаная
– составлять и решать
8
выражения с ответом 9;
– решать задачу в два
действия;
– находить остаток числа;
– соединять с помощью
линейки точки и называть
геометрическую фигуру –
ломаную.
11
Про петушка
и
жерновцы
12
Как петушок
и курочки
делили
бобовые
зёрнышки
13
Про
наливные
яблочки
14.
Про Машу и
трёх
медведей
Состав числа 9, анализ
данных и ответы на
вопросы
– Раскладывать число 9 на
два слагаемых;
– отвечать на вопросы на
основе условия задачи;
– анализировать данные и
отвечать на вопросы;
– анализировать данные в
таблице и отвечать на
вопросы;
– работать в группе.
Разложение числа 10 на – Раскладывать число 10 на
два и три слагаемых
два слагаемых, когда одно из
слагаемых больше другого;
– раскладывать число 10 на
два
слагаемых,
когда
слагаемые равны;
– раскладывать число 10 на
три слагаемых;
– раскладывать число 10 на
три чётных слагаемых.
Увеличение числа на
–
Преобразовывать
несколько единиц,
текстовую информацию в
сложение и вычитание табличную форму;
в переделах 20
– находить недостающие
данные при решении задач;
– складывать одинаковые
слагаемые в пределах 10;
– овладевать практическими
навыками деления числа на
части на наглядно-образной
основе;
–
выражать
большие
единицы измерения в более
мелких и наоборот;
–
определять
истинность/ложность
высказываний.
Состав чисел 9, 10, 11. – Раскладывать числа 9, 10,
Задачи на нахождение
11 на три слагаемых;
суммы
–
решать
задачи
на
нахождение суммы;
– овладевать практическими
навыками деления числа на
9
15
Про старика,
старуху,
волка и
лисичку
16
Про медведя,
лису и
мишкин мёд
17
За покупками
18
Находчивый
Колобок
части на наглядно-образной
основе;
– читать таблицы, дополнять
недостающие
в
таблице
данные;
–
устанавливать
закономерности.
Задачи на нахождение
– Раскладывать число 12 на
части.
несколько слагаемых;
Состав числа 12
–
решать
задачи
на
нахождение части числа:
– читать таблицы; заполнять
недостающие
данные
в
таблице по самостоятельно
выполненным подсчётам;
– практически работать с
круговыми
диаграммами,
сравнивать сектора круговой
диаграммы;
–
сравнивать
числовые
выражения, составленные по
рисункам;
– находить прямоугольники
на рисунке.
Задачи на нахождение
–
Решать
задачи
на
суммы.
нахождение
суммы,
на
Состав чисел второго
увеличение
числа
на
десятка
несколько единиц;
– читать таблицы, заполнять
недостающие
данные
в
таблице по самостоятельно
выполненным подсчётам;
–
раскладывать
числа
первого и второго десятка на
несколько слагаемых;
–
читать
простейшие
чертежи.
Блок «Финансовая грамотность» 8 часов
Цена, товар, спрос
– Наблюдать над понятиями:
цена, товар, спрос;
–
анализировать
информацию и объяснять,
как формируется стоимость
товара, почему один и тот же
товар может быть дешевле
или дороже;
– рассуждать об умении
экономно тратить деньги.
Деньги, цена, услуги,
– Наблюдать над понятиями:
товар
товар и услуга;
– определять необходимые
10
19
День
рождения
МухиЦокотухи
Цена, стоимость, сдача,
сбережения
20
Буратино и
карманные
деньги
Карманные деньги,
необходимая покупка,
желаемая покупка
21
Кот Василий
продаёт
молоко
Реклама
22
Лесной банк
Банк, финансы,
банковские услуги,
работники банка
продукты и их цены;
–
строить
речевое
высказывание в соответствии
с поставленной задачей;
– работать в группе.
– Наблюдать над различием
цены и стоимости;
– определять, какой товар
можно купить на имеющиеся
деньги;
–
определять
стоимость
покупки;
–
анализировать
информацию
и
делать
соответствующие выводы;
– объяснять смысл пословиц.
– Наблюдать над понятиями:
карманные
деньги,
необходимая
покупка,
желаемая покупка;
– выбирать подарки для
друзей
на
основе
предложенных цен;
–
анализировать
информацию
и
делать
соответствующие выводы;
– рассуждать о правильности
принятого решения;
– проводить оценку и, в
случае
необходимости,
коррекцию
собственных
действий
по
решению
учебной задачи.
– Наблюдать над понятием
«реклама»;
–
строить
речевое
высказывание в соответствии
с поставленной задачей;
–
анализировать
представленную
информацию и выбирать
надпись для магазина;
– делать выбор на основе
предложенной информации;
– называть различные виды
рекламы.
– Наблюдать над понятием
«банк»;
–
объяснять
значение
понятий на доступном для
первоклассника уровне;
–
анализировать
11
23
Как мужик и
медведь
прибыль
делили
Мошенник, сделка,
доход,
выручка, прибыль,
продажа оптом
24
Как мужик
золото менял
Услуга, равноценный
обмен, бартер
информацию,
представленную в текстовом
виде, и на её основе делать
соответствующие выводы:
–
строить
речевое
высказывание в соответствии
с учебной задачей.
– Наблюдать над понятием
«сделка»;
– объяснять, что такое доход,
затраты и как получают
прибыль;
– понимать, почему оптом
можно купить дешевле;
– выбирать товары для
покупки на определенную
сумму;
–
строить
речевое
высказывание в соответствии
с учебной задачей.
– Различать платную и
бесплатную
услугу;
наблюдать над понятием
«равноценный обмен»;
– объяснять, что такое
бартер;
– формулировать правила
обмена;
–
строить
речевое
высказывание в соответствии
с учебной задачей.
Блок «Естественно-научная грамотность» 9 часов
25
Как
Иванушка
хотел попить
водицы
Вода, свойства воды
– Наблюдать над свойством
воды – прозрачность;
– определять с помощью
вкусовых анализаторов, в
каком стакане вода смешана
с сахаром;
– определять, как уровень
воды в стакане влияет на
высоту звука;
– объяснять, как плотность
воды влияет на способность
яйца плавать;
– определять, как влияет вода
на движение листа бумаги по
гладкой поверхности;
– использовать простейший
фильтр
для
проверки
чистоты воды;
– делать самостоятельные
12
26
Пятачок,
Винни-Пух и
воздушный
шарик
Воздушный шарик,
воздух
27
Про репку и
другие
корнеплоды
Корнеплоды
28
Плывёт,
плывёт
кораблик
Плавучесть предметов
умозаключения
по
результатам опытов.
– Доказывать, что внутри
шарика находится воздух,
который легче воды;
– показывать, что шарик
можно наполнять водой;
– объяснять, как можно
надуть шарик с помощью
лимонного сока и соды;
– рассказывать о свойствах
шарика
плавать
на
поверхности воды;
– объяснять, почему шарик
не тонет в воде;
– рассказывать, в каком
случае шарик может летать;
– делать самостоятельные
умозаключения
по
результатам опытов.
–
Описывать
и
характеризовать
овощикорнеплоды, называть их
существенные
признаки,
описывать
особенности
внешнего вида;
–
осуществлять
поиск
необходимой информации из
рассказа
учителя,
из
собственного
жизненного
опыта;
– планировать совместно с
учителем свои действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее
реализации;
–
контролировать
свою
деятельность
по
ходу
выполнения задания.
– Определять плавучесть
металлических предметов;
– объяснять, что плавучесть
предметов зависит от формы;
– понимать, что внутри
плавучих
предметов
находится воздух;
–
объяснять,
почему
случаются кораблекрушения;
– объяснять, что такое
ватерлиния;
– определять направление
ветра.
13
29
Про
Снегурочку и
превращения
воды
Три состояния воды
30
Как делили
апельсин
Апельсин, плавучесть,
эфирные масла из
апельсина
31
Крошка Енот
и Тот, кто
сидит в пруду
Зеркало, отражение,
калейдоскоп
– Объяснять, что такое снег и
лёд;
– объяснять, почему в
морозный день снег под
ногами скрипит;
– наблюдать за переходом
воды из одного состояния в
другое;
– наблюдать над формой и
строением снежинок;
– составлять кластер;
–
проводить
несложные
опыты со снегом и льдом и
объяснять
полученные
результаты опытов;
–
высказывать
предположения и гипотезы о
причинах
наблюдаемых
явлений.
–
Объяснять,
почему
лопается воздушный шарик
при воздействии на него сока
из цедры апельсина;
– объяснять, почему не тонет
кожура апельсина;
– объяснять, как узнать
количество
долек
в
неочищенном апельсине;
– определять в каком из
апельсинов больше сока;
– познакомиться с правилами
выращивания цитрусовых из
косточек;
–
проводить
несложные
опыты
и
объяснять
полученные
результаты
опытов.
– Объяснять, когда можно
увидеть своё отражение в
воде;
– определять, в каких
предметах можно увидеть
свое отражение,
– наблюдать над различием
отражений
в
плоских,
выпуклых
и
вогнутых
металлических предметах;
– наблюдать многократность
отражений;
–
проводить
несложные
опыты
и
объяснять
полученные
результаты
14
32
Иванова соль
Соль, свойства соли
33
Владимир
Сутеев.
Яблоко
Яблоко
опытов;
–
строить
речевое
высказывание в соответствии
с учебной задачей.
–
Наблюдать
свойства
изучаемых
объектов:
сравнивать свойства соли и
песка;
– составлять связное речевое
высказывание в соответствии
с поставленной учебной
задачей;
– представлять результаты
исследовательской
деятельности в различных
формах:
устное
высказывание,
таблица,
дополненное
письменное
высказывание;
– анализировать условия
проведения
опыта
и
проводить
опыт,
аналогичный
предложенному, с заменой
одного из объектов;
–
проводить
несложные
опыты с солью и объяснять
полученные
результаты
опытов;
–
строить
речевое
высказывание в соответствии
с учебной задачей.
– Доказывать, как с помощью
яблочного
сока
можно
рисовать;
– доказывать, что существует
сила притяжения;
– пользуясь информацией из
текста,
дополнять
предложения;
– соединять части текста и
рисунки;
– называть героев сказки;
– отвечать на вопрос после
выполнения арифметических
действий;
– давать характеристику
герою;
определять стоимость части
от целого;
– придумывать рекламуупаковку;
15
– определять профессию
рабочего банка;
– объяснять, чему учит
сказка.
Учебно-методическое обеспечение учебного курса
1.ТПО «Функциональная грамотность». 1 класс. Буряк М. В., Шейкина С. А. М.,
«Планета», 2024.
2.Диагностические работы по курсу «Функциональная грамотность». 1 класс. Буряк М. В.,
Мишина А. П., Шейкина С. А. М., «Планета», 2024.
3.Методическое пособие к курсу «Функциональная грамотность». 1 класс. Буряк М. В.,
Шейкина С. А. М., «Планета», 2024.
16