Функциональная грамотность 1 классы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по выбору
«Функциональная грамотность»
для обучающихся 1 классов

г. Михайловск 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса для первого класса «Функциональная грамотность»
составлена в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной
программы начального общего образования МАОУ СШ №1 г. Михайловска на основе
авторской программы курса «Функциональная грамотность» М. В. Буряк, С. А. Шейкиной
в рамках общеинтеллектуального направления.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Цель учебного курса: создание условий для развития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и
буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного
поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для
выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с
помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и
экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия
соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
предназначена для реализации в 1 классе начальной школы и рассчитана на 33 часа (при 1
часе в неделю).
Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по
своему усмотрению.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей
первоклассников для занятий используются сюжеты авторских и русских народных
сказок.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок,
составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части,
составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений,
эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление
числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка,
задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и
2

уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм,
ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги
платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с
яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её
свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа
над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от
окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы
в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
3

– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их
решения;
– проведение элементарных финансовых расчётов
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
 степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
 поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
 результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
 косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному
чтению и др.

4

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
№
Предмет
п/п
Тема
Дата
Формируемые умения
изучения
изучения
Блок «Читательская грамотность» 8 часов
1.
Виталий
Содержание сказки.
–
Определять
жанр
Бианки. Лис и
Качество:
произведения;
мышонок
осторожность,
– называть героев сказки;
предусмотрительность – дополнять предложения,
пользуясь информацией из
текста;
– давать характеристику
героям;
–
определять
последовательность событий
и рассказывать сказку;
– составлять из частей
пословицы и определять их
соответствие произведению;
–
различать
научнопознавательный
текст
и
художественный;
– определять, чему учит
сказка.
2.
Русская
Содержание сказки.
– Определять национальную
народная
Качество:
принадлежность сказки по
сказка.
выносливость,
информации в заголовке
Мороз и заяц
упорство
занятия;
– отвечать на вопросы по
содержанию
сказки
без
опоры на текст;
– давать характеристику
героям сказки;
– наблюдать над синонимами
как близкими по значению
словами
(без
введения
понятия);
– делить текст на части в
соответствии
с
предложенным планом;
–
объяснять
значение
устойчивых
выражений
(фразеологизмов);
– сопоставлять графическую
информацию со сведениями,
полученными из научнопознавательного текста;
– устанавливать истинность
и ложность высказываний;
5

3.

Владимир
Сутеев.
Живые грибы

Содержание сказки.
Качество: трудолюбие

4

Геннадий
Цыферов.
Петушок и
солнышко

Содержание сказки.
Качество: вежливость,
умение признавать
свои ошибки

5.

Михаил

Содержание сказки.

– подбирать из текста слова
на заданную тему;
– определять, чему можно
научиться у героя сказки;
– строить связное речевое
высказывание в соответствии
с учебной задачей.
– Давать характеристику
героям;
– дополнять предложения на
основе сведений из текста;
–
определять
последовательность событий
и рассказывать сказку;
– составлять вопросы по
содержанию сказки;
– на основе сведений из
научно-познавательного
текста выбирать верные
высказывания.
– Определять вид сказки;
– называть героев сказки,
находить среди них главного
героя;
–
определять
принадлежность
реплик
персонажам
сказки
(без
опоры на текст);
–
определять
последовательность событий
сказки;
– находить необходимую
информацию в тексте;
– определять, на какие
вопросы можно получить
ответы из прочитанного
текста;
– соотносить события и
поступки,
описанные
в
сказке,
с
событиями
собственной жизни, давать
им оценку;
– объяснять смысл пословиц,
соотносить пословицы с
прочитанной сказкой;
– строить связное речевое
устное
или
письменное
высказывание в соответствии
с учебной задачей;
– определять, чему учит
сказка.
– Определять лексическое
6

Пляцковский.
Урок дружбы

Дружба, жадность

6

Грузинская
сказка. Лев и
заяц

Содержание сказки.
Качество: смекалка,
находчивость,
хитрость, глупость

7

Русская
народная
сказка.
Как лиса
училась
летать

Содержание сказки
Качество: смекалка,
находчивость,
хитрость, глупость

значение слова;
– анализировать содержание
текста и составлять план;
– определять по рисунку
содержание
отрывка
из
текста;
– давать характеристику
героям;
– понимать, чему учит
сказка;
– составлять из частей
пословицы и определять их
соответствие произведению;
–
фантазировать
и
придумывать продолжение
сказки.
–
Определять
жанр
произведения;
– называть героев сказки;
– выбирать изображение,
подходящее
для
иллюстрации героя сказки;
– давать характеристику
персонажам сказки;
– наблюдать над словами
близкими
и
противоположными
по
смыслу;
– соотносить иллюстрации с
событиями, описанными в
сказке, с опорой на текст;
– отвечать на вопросы по
содержанию сказки;
– определять, на какие
вопросы можно получить
ответы из прочитанного
текста, находить ответы в
тексте;
– строить связное речевое
устное
или
письменное
высказывание в соответствии
с учебной задачей.
– объяснять смысл пословиц,
соотносить пословицы с
прочитанной сказкой.
– Давать характеристику
героям;
– определять по рисунку
содержание
отрывка
из
текста;
– располагать в правильной
последовательности
7

8

9

10

предложения
для
составления
отзыва
на
прочитанное произведение;
–
соединять
части
предложений;
– задавать вопросы к тексту
сказки;
– объяснять главную мысль
сказки;
– дополнять отзыв на
прочитанное произведение.
Евгений
Содержание сказки.
–
Определять
жанр
Пермяк.
Семейные ценности
произведения;
Четыре брата
– называть героев сказки;
– находить в тексте образные
сравнения;
– отвечать на вопросы по
содержанию сказки;
– определять, на какие
вопросы можно получить
ответы из прочитанного
текста, находить ответы в
тексте;
–
рассказывать,
что
понравилось/не понравилось
в сказке и почему;
– разгадывать ребусы;
– объяснять смысл пословиц,
соотносить пословицы с
прочитанной сказкой;
– строить связное речевое
устное
или
письменное
высказывание в соответствии
с учебной задачей.
Блок «Математическая грамотность» 8 часов
Про курочку
Счёт предметов,
– Определять количество
Рябу, золотые
составление и решение предметов при счёте;
и простые
выражений, задачи.
– составлять и решать
яйца
Многоугольники
выражения с ответом 5;
–
решать
задачу
на
уменьшение
числа
на
несколько единиц;
– соединять с помощью
линейки точки и называть
многоугольники;
– решать задачу в два
действия.
Про козу,
Счёт предметов,
– Определять количество
козлят и
составление и решение предметов при счёте;
капусту
выражений, задачи.
– образовывать число 8;
Ломаная
– составлять и решать
8

выражения с ответом 9;
– решать задачу в два
действия;
– находить остаток числа;
– соединять с помощью
линейки точки и называть
геометрическую фигуру –
ломаную.
11

Про петушка
и
жерновцы

12

Как петушок
и курочки
делили
бобовые
зёрнышки

13

Про
наливные
яблочки

14.

Про Машу и
трёх
медведей

Состав числа 9, анализ
данных и ответы на
вопросы

– Раскладывать число 9 на
два слагаемых;
– отвечать на вопросы на
основе условия задачи;
– анализировать данные и
отвечать на вопросы;
– анализировать данные в
таблице и отвечать на
вопросы;
– работать в группе.
Разложение числа 10 на – Раскладывать число 10 на
два и три слагаемых
два слагаемых, когда одно из
слагаемых больше другого;
– раскладывать число 10 на
два
слагаемых,
когда
слагаемые равны;
– раскладывать число 10 на
три слагаемых;
– раскладывать число 10 на
три чётных слагаемых.
Увеличение числа на
–
Преобразовывать
несколько единиц,
текстовую информацию в
сложение и вычитание табличную форму;
в переделах 20
– находить недостающие
данные при решении задач;
– складывать одинаковые
слагаемые в пределах 10;
– овладевать практическими
навыками деления числа на
части на наглядно-образной
основе;
–
выражать
большие
единицы измерения в более
мелких и наоборот;
–
определять
истинность/ложность
высказываний.
Состав чисел 9, 10, 11. – Раскладывать числа 9, 10,
Задачи на нахождение
11 на три слагаемых;
суммы
–
решать
задачи
на
нахождение суммы;
– овладевать практическими
навыками деления числа на
9

15

Про старика,
старуху,
волка и
лисичку

16

Про медведя,
лису и
мишкин мёд

17

За покупками

18

Находчивый
Колобок

части на наглядно-образной
основе;
– читать таблицы, дополнять
недостающие
в
таблице
данные;
–
устанавливать
закономерности.
Задачи на нахождение
– Раскладывать число 12 на
части.
несколько слагаемых;
Состав числа 12
–
решать
задачи
на
нахождение части числа:
– читать таблицы; заполнять
недостающие
данные
в
таблице по самостоятельно
выполненным подсчётам;
– практически работать с
круговыми
диаграммами,
сравнивать сектора круговой
диаграммы;
–
сравнивать
числовые
выражения, составленные по
рисункам;
– находить прямоугольники
на рисунке.
Задачи на нахождение
–
Решать
задачи
на
суммы.
нахождение
суммы,
на
Состав чисел второго
увеличение
числа
на
десятка
несколько единиц;
– читать таблицы, заполнять
недостающие
данные
в
таблице по самостоятельно
выполненным подсчётам;
–
раскладывать
числа
первого и второго десятка на
несколько слагаемых;
–
читать
простейшие
чертежи.
Блок «Финансовая грамотность» 8 часов
Цена, товар, спрос
– Наблюдать над понятиями:
цена, товар, спрос;
–
анализировать
информацию и объяснять,
как формируется стоимость
товара, почему один и тот же
товар может быть дешевле
или дороже;
– рассуждать об умении
экономно тратить деньги.
Деньги, цена, услуги,
– Наблюдать над понятиями:
товар
товар и услуга;
– определять необходимые
10

19

День
рождения
МухиЦокотухи

Цена, стоимость, сдача,
сбережения

20

Буратино и
карманные
деньги

Карманные деньги,
необходимая покупка,
желаемая покупка

21

Кот Василий
продаёт
молоко

Реклама

22

Лесной банк

Банк, финансы,
банковские услуги,
работники банка

продукты и их цены;
–
строить
речевое
высказывание в соответствии
с поставленной задачей;
– работать в группе.
– Наблюдать над различием
цены и стоимости;
– определять, какой товар
можно купить на имеющиеся
деньги;
–
определять
стоимость
покупки;
–
анализировать
информацию
и
делать
соответствующие выводы;
– объяснять смысл пословиц.
– Наблюдать над понятиями:
карманные
деньги,
необходимая
покупка,
желаемая покупка;
– выбирать подарки для
друзей
на
основе
предложенных цен;
–
анализировать
информацию
и
делать
соответствующие выводы;
– рассуждать о правильности
принятого решения;
– проводить оценку и, в
случае
необходимости,
коррекцию
собственных
действий
по
решению
учебной задачи.
– Наблюдать над понятием
«реклама»;
–
строить
речевое
высказывание в соответствии
с поставленной задачей;
–
анализировать
представленную
информацию и выбирать
надпись для магазина;
– делать выбор на основе
предложенной информации;
– называть различные виды
рекламы.
– Наблюдать над понятием
«банк»;
–
объяснять
значение
понятий на доступном для
первоклассника уровне;
–
анализировать
11

23

Как мужик и
медведь
прибыль
делили

Мошенник, сделка,
доход,
выручка, прибыль,
продажа оптом

24

Как мужик
золото менял

Услуга, равноценный
обмен, бартер

информацию,
представленную в текстовом
виде, и на её основе делать
соответствующие выводы:
–
строить
речевое
высказывание в соответствии
с учебной задачей.
– Наблюдать над понятием
«сделка»;
– объяснять, что такое доход,
затраты и как получают
прибыль;
– понимать, почему оптом
можно купить дешевле;
– выбирать товары для
покупки на определенную
сумму;
–
строить
речевое
высказывание в соответствии
с учебной задачей.
– Различать платную и
бесплатную
услугу;
наблюдать над понятием
«равноценный обмен»;
– объяснять, что такое
бартер;
– формулировать правила
обмена;
–
строить
речевое
высказывание в соответствии
с учебной задачей.

Блок «Естественно-научная грамотность» 9 часов
25

Как
Иванушка
хотел попить
водицы

Вода, свойства воды

– Наблюдать над свойством
воды – прозрачность;
– определять с помощью
вкусовых анализаторов, в
каком стакане вода смешана
с сахаром;
– определять, как уровень
воды в стакане влияет на
высоту звука;
– объяснять, как плотность
воды влияет на способность
яйца плавать;
– определять, как влияет вода
на движение листа бумаги по
гладкой поверхности;
– использовать простейший
фильтр
для
проверки
чистоты воды;
– делать самостоятельные
12

26

Пятачок,
Винни-Пух и
воздушный
шарик

Воздушный шарик,
воздух

27

Про репку и
другие
корнеплоды

Корнеплоды

28

Плывёт,
плывёт
кораблик

Плавучесть предметов

умозаключения
по
результатам опытов.
– Доказывать, что внутри
шарика находится воздух,
который легче воды;
– показывать, что шарик
можно наполнять водой;
– объяснять, как можно
надуть шарик с помощью
лимонного сока и соды;
– рассказывать о свойствах
шарика
плавать
на
поверхности воды;
– объяснять, почему шарик
не тонет в воде;
– рассказывать, в каком
случае шарик может летать;
– делать самостоятельные
умозаключения
по
результатам опытов.
–
Описывать
и
характеризовать
овощикорнеплоды, называть их
существенные
признаки,
описывать
особенности
внешнего вида;
–
осуществлять
поиск
необходимой информации из
рассказа
учителя,
из
собственного
жизненного
опыта;
– планировать совместно с
учителем свои действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее
реализации;
–
контролировать
свою
деятельность
по
ходу
выполнения задания.
– Определять плавучесть
металлических предметов;
– объяснять, что плавучесть
предметов зависит от формы;
– понимать, что внутри
плавучих
предметов
находится воздух;
–
объяснять,
почему
случаются кораблекрушения;
– объяснять, что такое
ватерлиния;
– определять направление
ветра.
13

29

Про
Снегурочку и
превращения
воды

Три состояния воды

30

Как делили
апельсин

Апельсин, плавучесть,
эфирные масла из
апельсина

31

Крошка Енот
и Тот, кто
сидит в пруду

Зеркало, отражение,
калейдоскоп

– Объяснять, что такое снег и
лёд;
– объяснять, почему в
морозный день снег под
ногами скрипит;
– наблюдать за переходом
воды из одного состояния в
другое;
– наблюдать над формой и
строением снежинок;
– составлять кластер;
–
проводить
несложные
опыты со снегом и льдом и
объяснять
полученные
результаты опытов;
–
высказывать
предположения и гипотезы о
причинах
наблюдаемых
явлений.
–
Объяснять,
почему
лопается воздушный шарик
при воздействии на него сока
из цедры апельсина;
– объяснять, почему не тонет
кожура апельсина;
– объяснять, как узнать
количество
долек
в
неочищенном апельсине;
– определять в каком из
апельсинов больше сока;
– познакомиться с правилами
выращивания цитрусовых из
косточек;
–
проводить
несложные
опыты
и
объяснять
полученные
результаты
опытов.
– Объяснять, когда можно
увидеть своё отражение в
воде;
– определять, в каких
предметах можно увидеть
свое отражение,
– наблюдать над различием
отражений
в
плоских,
выпуклых
и
вогнутых
металлических предметах;
– наблюдать многократность
отражений;
–
проводить
несложные
опыты
и
объяснять
полученные
результаты
14

32

Иванова соль

Соль, свойства соли

33

Владимир
Сутеев.
Яблоко

Яблоко

опытов;
–
строить
речевое
высказывание в соответствии
с учебной задачей.
–
Наблюдать
свойства
изучаемых
объектов:
сравнивать свойства соли и
песка;
– составлять связное речевое
высказывание в соответствии
с поставленной учебной
задачей;
– представлять результаты
исследовательской
деятельности в различных
формах:
устное
высказывание,
таблица,
дополненное
письменное
высказывание;
– анализировать условия
проведения
опыта
и
проводить
опыт,
аналогичный
предложенному, с заменой
одного из объектов;
–
проводить
несложные
опыты с солью и объяснять
полученные
результаты
опытов;
–
строить
речевое
высказывание в соответствии
с учебной задачей.
– Доказывать, как с помощью
яблочного
сока
можно
рисовать;
– доказывать, что существует
сила притяжения;
– пользуясь информацией из
текста,
дополнять
предложения;
– соединять части текста и
рисунки;
– называть героев сказки;
– отвечать на вопрос после
выполнения арифметических
действий;
– давать характеристику
герою;
определять стоимость части
от целого;
– придумывать рекламуупаковку;
15

– определять профессию
рабочего банка;
– объяснять, чему учит
сказка.
Учебно-методическое обеспечение учебного курса
1.ТПО «Функциональная грамотность». 1 класс. Буряк М. В., Шейкина С. А. М.,
«Планета», 2024.
2.Диагностические работы по курсу «Функциональная грамотность». 1 класс. Буряк М. В.,
Мишина А. П., Шейкина С. А. М., «Планета», 2024.
3.Методическое пособие к курсу «Функциональная грамотность». 1 класс. Буряк М. В.,
Шейкина С. А. М., «Планета», 2024.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».