РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по выбору
«Функциональная грамотность»
для обучающихся 2 классов
г. Михайловск 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса для второго класса «Функциональная грамотность»
составлена в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной
программы начального общего образования МАОУ СШ №1 г. Михайловска на основе
авторской программы курса «Функциональная грамотность» М. В. Буряк, С. А. Шейкиной
в рамках общеинтеллектуального направления.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Цель учебного курса: создание условий для развития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их
содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для
активного участия в жизни общества. Оценивается понимание и рефлексия на текст,
использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного
поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование
у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в
реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью
научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.
Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые
вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Программа курса «Функциональная грамотность» предназначена для реализации во
2 классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю).
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей
второклассников для занятий используются сюжеты художественных и научнопознавательных текстов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
Читательская грамотность (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия
«художественный текст» и «научно-познавательный текст»; жанровое сходство и
различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики
героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы
по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка
прочитанного.
Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия): нахождение
значений математических выражений в пределах 100, составление числовых
выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка,
задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на
увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц,
столбчатых диаграмм; календарь, логические задачи, ложные и истинные
2
высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной,
диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс
монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования
банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских
банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения
и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной.
Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение
среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней.
Представление о позвоночных животных.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа
над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия,
свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том
числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы
в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
3
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному
чтению и другим предметам.
Формы проведения занятий: наряду с традиционными занятиями используются
нетрадиционные формы проведения занятий: интеллектуальные игры, занятиепутешествие, турнир, конкурс, тестирование.
4
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
№
Дата
Предмет
Тема
Формируемые умения
п/п
изучения
1
Михаил
Различия научно– Определять жанр, тему,
Пришвин.
познавательного и героев произведения;
Беличья память
художественного
– объяснять значения
текстов
выражений, встретившихся в
тексте;
– озаглавливать прочитанный
текст;
– находить необходимую
информацию в прочитанном
тексте;
– задавать вопросы по
содержанию прочитанного и
отвечать на них;
– давать характеристику герою
произведения;
– различать научнопознавательный текст и
художественный; находить их
сходство и различия.
2
Про беличьи
Сложение
– Работать с таблицами:
запасы
одинаковых
интерпретировать и дополнять
слагаемых,
данные;
решение задач
– выполнять сложение и
сравнение чисел в пределах
100;
– объяснять графические
модели при решении задач;
– анализировать
представленные данные,
устанавливать
закономерности;
– строить ломаную линию.
3
Беличьи
Бумажные и
– Объяснять значение понятий
деньги
металлические
«покупка», «продажа»,
деньги, рубль,
«сделка», «деньги»;
копейка
– понимать, откуда возникло
название российских денег
«рубль» и «копейка»;
– находить у монеты аверс и
реверс;
– выполнять логические
операции: анализ, синтез и
сравнение;
– готовить небольшое
сообщение на заданную тему.
4
Про белочку и
Наблюдения за
– Объяснять, что такое
погоду
погодой
«погода», «хорошая и плохая
погода», «облачность»;
– объяснять, что такое
5
5.
И. СоколовМикитов.
В берлоге
Содержание
рассказа.
Отличия
художествен
ного,
научнопознавательного и
газетного стилей
6
Медвежье
потомство
Столбчатая
диаграмма,
таблицы,
логические задачи
7
Повреждён
ные и
фальшивые
деньги
Наличные деньги,
средства защиты
бумажных денег,
повреждённые
деньги
«оттепель», «наст»;
– работать с таблицами
наблюдений за погодой;
– высказывать предположения
и гипотезы о причинах
наблюдаемых явлений;
– работать в парах.
Определять жанр, тему, героев
произведения;
– объяснять значения
выражений, встретившихся в
тексте;
– отвечать на вопросы по
содержанию текста цитатами
из него;
– составлять вопросы по
содержанию текста для
готовых ответов;
– определять отрывок, к
которому подобрана
иллюстрация;
– разгадывать ребусы;
– устанавливать логические
связи.
– Анализировать данные
столбчатой диаграммы,
представленные в явном и
неявном виде;
– дополнять недостающие на
диаграмме данные;
– отвечать на вопросы, ответы
на которые спрятаны на
диаграмме;
– анализировать данные
таблицы, устанавливая их
истинность и ложность;
– выполнять вычисления на
увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц;
– решать логические задачи на
практическое деление;
– находить периметр
треугольника;
– строить связное речевое
устное или письменное
высказывание в соответствии с
учебной задачей.
– Объяснять на доступном для
второклассника уровне, что
такое фальшивые и
поврежденные деньги;
– знать правила использования
6
8
Лесные
сладкоежки
Медонос,
настоящий и
искусственный мёд
поврежденных денег;
– находить и показывать
средства защиты на
российских банкнотах;
– находить необходимую
информацию в тексте;
– отвечать на вопросы на
основе полученной
информации.
– Проводить несложные опыты
с мёдом;
– определять
последовательность действий
при проведении опытов;
– делать выводы по
результатам опытов;
– различать свойства
настоящего и поддельного,
искусственного мёда;
– анализировать данные
таблицы;
– строить логические
рассуждения и оформлять их в
устной и письменной речи;
– иметь представление о
лечебных свойствах мёда.
Итоги 1 четверти. План 8 часов. Факт. ____ часов.
9
Лев Толстой.
Зайцы
08.11.2024
Содержание
рассказа.
Сравнение научнопознавательного и
художественного
текстов
– Заполнять кластер на основе
полученных сведений из
текста;
– определение лексического
значения слова;
– находить необходимую
информацию в тексте;
– определять объект на
рисунке с помощью подсказки;
– определять
последовательность действий,
описанных в рассказе;
– различать художественный и
научно-познавательный текст;
– сравнивать авторский текст и
текст из энциклопедии,
находить общие сведения;
– определять по
высказываниям информацию,
полученную из текста;
– строить связное речевое
устное или письменное
высказывание в соответствии с
учебной задачей.
7
10
Про зайчат и
зайчиху
Единицы
измерения
времени: сутки,
часы. Сложение в
пределах 100.
Логические задачи.
Диаграмма
11
Банковская
карта
Банковская карта
12
Про Зайчишку и
овощи
Морковь, огурец,
помидор, свёкла,
капуста
13
Николай
Сладков.
Весёлая игра
Содержание
рассказа
– Определять количество часов
в сутках;
– находить необходимую
информацию в тексте и
выполнять математические
вычисления;
– подбирать из предложенных
чисел суммы чисел, состоящих
из двух слагаемых, доказывать
правильность выбранных
чисел;
– решать логические задачи по
данному условию;
– составлять элементарную
диаграмму.
– Давать характеристику
наличным деньгам;
– рассказывать о дебетовой
банковской карте;
– объяснять, что обозначают
надписи на карте;
– объяснять, как производить
покупку в магазине;
– объяснять, как можно снять
деньги в банкомате с помощью
карты;
– рассказывать о кредитной
банковской карте.
– Определять по рисункам
названия растений и находить
среди них овощи;
– выделять среди овощей
корнеплоды;
– проводить опыт по
проращиванию моркови;
– определять цвет сока овощей
опытным путём;
– сравнивать свойства сырой и
варёной моркови.
– Определять тип и тему
текста, называть его
персонажей;
– понимать, что такое
«цитата», использовать цитаты
в качестве ответов на вопросы
по содержанию прочитанного
текста;
– объяснять лексическое
значение слов и выражений;
– устанавливать истинность и
ложность утверждений,
подтверждая или опровергая
8
14
Лисьи забавы
Решение
логических задач с
помощью таблицы;
столбчатая
диаграмма, чертёж
15
Безопасность
денег на
банковской
карте
Правила
безопасности при
использовании
банковских карт
16
Лисьи норы
Устройство лисьей
норы, свойства
лесной земли,
песка и глины,
состав почвы
их с помощью цитат;
– составлять на доступном для
второклассника языке
инструкции/правила, грамотно
оформлять их на письме.
– Определять дату по
календарю;
– находить необходимую
информацию в тексте и
выполнять математические
вычисления;
– записывать краткую запись и
решение задач;
– решать логические задачи с
помощью таблицы;
– анализировать данные,
представленные в столбчатой
диаграмме, дополнять
недостающие в диаграмме
данные;
– составлять вопросы, ответы
на которые можно узнать по
данным столбчатой
диаграммы;
– читать простейшие чертежи,
выполнять построения на
чертеже в соответствии с
данными задачи.
– Иметь представление об
элементах, расположенных на
лицевой и оборотных сторонах
банковской карты, объяснять
их назначение;
– находить необходимую
информацию в тексте задания;
– формулировать правила
безопасности при
использовании банковских
карт.
– Иметь представление об
устройстве лисьих нор;
– проводить простейшие опыты
по определению свойств лесной
земли, песка и глины, состава
почвы;
– делать выводы по
результатам проведенных
наблюдений и опытов;
– понимать и объяснять, от
чего зависит плодородие
почвы.
Итоги 2 четверти. План 8 часов. Факт. ____ часов
9
17
Обыкновен
ные
кроты
Содержание
научнопознавательного
текста
18
Про крота
Сложение в
пределах 100.
Логические задачи.
Диаграмма
19
Про кредиты
Кредит.
Ипотечный кредит.
Автокредит.
Кредит наличными
20
Корень – часть
растения
Корень. Виды
корневых систем.
Видоизменённые
корни
– Определять тип текста;
– составлять описание крота на
основе прочитанного текста;
– разгадывать ребусы и
соотносить слова-ассоциации;
– соединять линиями части
предложений и определять их
последовательность в тексте;
– объяснять значение слова;
– составлять вопросы по
предложенным предложениям;
– находить синонимы к
предложенному слову;
– писать сочинениерассуждение по заданной теме;
– определять название раздела,
в котором может быть
размещён текст.
– Решать задачи логического
характера;
– решать задачи с
использованием данных
таблицы;
– решать задачи на основе
данных диаграммы;
– решать примеры на основе
предложенной цепочки
примеров;
– определять цвета
геометрических фигур на
основе верных высказываний.
– Объяснять, что такое
«кредит»;
– определять виды кредитов;
– понимать, чем отличаются
друг от друга разные виды
кредитов;
– определять сумму переплаты
по кредиту;
– определять, какой кредит
наиболее выгоден банку по
срокам его оплаты;
– определять, какой кредит
наиболее выгоден клиенту
банка по срокам его оплаты.
– Называть части цветочных
растений;
– объяснять, для чего растению
корень;
– доказывать, что рост растения
начинается с корня;
10
21
Эдуард Шим.
Тяжкий труд
Содержание
художествен
ного текста
22
Про ежа
Решение
выражений,
столбчатая и
круговая
диаграмма,
названия месяцев
23
Про вклады
Вклад, вкладчик,
срочный вклад,
вклад до
– называть виды корневых
систем;
– называть видоизменённые
корни.
– Определять книгу, в которой
можно прочитать
предложенный
художественный текст;
– определение лексического
значения слова;
– находить необходимую
информацию в тексте;
– находить в тексте
предложение по заданному
вопросу;
– разгадывать ребусы и
соотносить полученные ответы
со словами;
– определять главную мысль
текста;
– определять, чему учит текст;
– строить связное речевое
устное или письменное
высказывание в соответствии с
учебной задачей.
– Находить значение
выражений, соотносить
полученные результаты с
буквами и читать название
насекомого;
– определять время с помощью
скорости и расстояния;
– определять данные
столбчатой диаграммы,
находить часть от числа и
записывать результаты в
таблицу, результаты таблицы
переносить в круговую
диаграмму;
– отвечать на вопросы на основе
полученных данных;
– определять
последовательность маршрута
на основе схемы;
– записывать слова с помощью
кода;
– называть месяцы, сравнивать
количество месяцев.
– Давать определение вклада;
– называть виды вкладов:
срочный вклад, вклад до
11
востребования
24
Заниматель
ные особенности
яблока
Яблоко, свойства
яблока
25
Полевой
хомяк
Содержание
научнопознавательного
текста
26
Про полевого
хомяка
Решение
выражений,
столбчатая и
круговая
диаграммы,
именованные
числа,
четырёхугольники
востребования;
– объяснять, что такое
банковский процент по
вкладам;
– объяснять, как считают
банковский процент по
вкладам;
– объяснять, почему банки
выплачивают проценты.
– Объяснять, почему яблоко в
месте разреза темнеет, а при
покрытии разреза соком лимона
не темнеет;
– объяснять, почему яблоко
плавает;
– объяснять, почему яблоко
отталкивается от магнита;
– объяснять, почему неспелое
яблоко кислое;
– находить на срезе яблока
рисунок звезды.
– Определять вид текста;
– составлять описание хомяка
на основе прочитанного
текста;
– дополнять описание хомяка
на основе рисунка;
– придумывать сравнения;
– составлять вопросы по
данным предложениям;
– отвечать на вопросы на
основе полученных сведений;
– разгадывать ребусы и
объяснять значение слова;
– определять сведения,
которые удивили;
– составлять план при
подготовке к сообщению.
– Находить значение
выражений, соотносить
полученные результаты с
буквами и читать название
животного;
– строить столбчатую
диаграмму на основе
имеющихся данных;
– отвечать на вопросы на основе
имеющихся данных;
– находить путь хомяка на
основе заданного условия,
доказывать, что путь выбран
12
правильно;
– записывать именованные
числа в порядке возрастания;
– строить четырёхугольники по
заданному условию.
27
Ловушки для
денег
Доходы, расходы,
прибыль, дефицит,
профицит
– Определять доходы, расходы
и прибыль;
– отличать желаемые покупки
от необходимых;
– рассуждать, как поступать в
различных ситуациях при
покупке товара;
– объяснять, что такое дефицит
и профицит;
– рассуждать, как не тратить
напрасно деньги.
Итоги 3 четверти. План 11 часов. Факт. ____ часов.
28
Про хомяка и
его запасы
Горох, свойства
прорастания
гороха
– Называть растения, плоды
которых составляют основу
питания хомяка;
– объяснять и доказывать, как
влажность и воздух влияют на
прорастание семян;
– объяснять и доказывать, что
для роста, особенно в первое
время, проростки используют
вещества, запасённые в самих
семенах;
– объяснять и доказывать, как
влияет наличие света на
прорастание семян;
– объяснять и доказывать, как
влияет температура на
прорастание семян;
– объяснять и доказывать, как
влияет глубина посева на
прорастание семян;
– определять правильную
последовательность
прорастания семян гороха.
29
Про бобров
Содержание
текста,
текст-описание
– Определять тип текста, его
тему;
– находить выделенное в
тексте словосочетание и
объяснять его лексическое
значение;
– находить среди
предложенных вариантов
13
вопросы, на которые
можно/нельзя найти ответы в
прочитанном тексте;
– задавать вопросы по
содержанию прочитанного;
– сравнивать тексты;
– определять сведения,
которые удивили;
– составлять речевое
высказывание в письменной
форме.
Диаметр, длина
– Иметь представление о
окружности,
диаметре окружности;
решение
– анализировать данные
практических задач таблицы, устанавливая
закономерности её заполнения;
– находить приблизительное
значение диаметра
окружности, зная длину
окружности;
– заменять умножение
сложением одинаковых
слагаемых;
– выбирать нужные для
проведения измерений
инструменты;
– работать с чертежом;
– решать логические задачи.
30
Бобрыстроители
31
Такие
разные деньги
Валюта, курс для
обмена валюты,
деньги разных
стран
32
Материал для
плотин
Строение
древесины дерева,
определение
возраста дерева
– Иметь представление о
валюте как национальной
денежной единице;
– находить необходимую
информацию в тексте и на
иллюстрациях к заданиям;
– устанавливать
принадлежность денежной
единицы стране;
– иметь представление о
банковской операции «обмен
валюты».
– Иметь представление о
составе древесины
– проводить простейшие
опыты по изучению свойств
древесины разных пород
деревьев;
– делать выводы по
результатам проведенных
наблюдений и опытов;
– понимать и объяснять, что
14
33
Позвоночные
животные
34
Встреча друзей.
*Итоговая
диагностическая
работа
Рыбы, птицы,
рептилии,
амфибии,
млекопитающие
такое твёрдые и мягкие
породы деревьев.
– Называть группы
позвоночных животных;
– называть признаки пяти
групп позвоночных животных;
– определять название
животного по описанию;
– выбирать признаки
земноводного животного;
– выбирать утверждения,
которые описывают признаки
животного;
– выбирать вопросы, на
которые нельзя найти ответы в
тексте;
– составить описание
внешнего вида рыбы с
указанием признаков этого
животного;
– рассуждать об открытии,
сделанном на занятии.
– Находить необходимую
информацию в тексте задания;
– понимать, что такое «валюта»,
«курс рубля», «кредит»,
«банковский вклад», «процент
по вкладу»;
– анализировать и дополнять
недостающие в таблице
данные;
– выполнять письменное и
устное сложение чисел в
пределах 1000.
Итоги 4 четверти. План 7 часов. Факт. ____ часов.
Итоги учебного года. План 34 часа. Факт. ____ часов.
Учебно-методическое обеспечение курса
1.ТПО «Функциональная грамотность». 2 класс. Буряк М. В., Шейкина С. А. М.,
«Планета», 2024.
2.Диагностические работы по курсу «Функциональная грамотность». 2 класс. Буряк М. В.,
Мишина А. П., Шейкина С. А. М., «Планета», 2024.
3.Методическое пособие к курсу «Функциональная грамотность». 2 класс. Буряк М. В.,
Шейкина С. А. М., «Планета», 2024.
15
16