МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования администрации Нижнесергинского муниципального района
МАОУ СШ №1 г. Михайловска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Обществознание»
для обучающихся 10-11 классов
г. Михайловск 2024
Пояснительная записка
Данная рабочая образовательная программа разработана на основе:
-«Закона об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
-Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения
(ФГОС-2) основного общего образования;
-Примерной основной образовательной программы среднего общего образования в
России, рекомендованной Министерством образования и науки РФ;
-Базисного учебного плана;
-Примерного учебного плана ОБОУ ЦДО «Новые технологии»
-Авторской программы по обществознанию 10-11 классы, базовый уровень/ Под ред.
Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой, А.И. Матвеева (М., 2011);
-Учебника Боголюбов Л. Н. «Обществознание 10 класс» (Базовый уровень) М.,
«АСТ», 2018 года;
-Учебника Боголюбов Л.Н. «Обществознание 11 класс» (Базовый уровень) М.,
«АСТ», 2017 года;
-Программы: «Обществознание 10-11 классы», М., «Русское слово», 2017 года., с
учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного
процесса.
Планирование составлено в соответствии с действующим обязательным минимумом
содержания основных образовательных программ Федерального государственного
образовательного стандарта (среднее общее образование), с опорой на учебники,
которые имеют гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации».
Обществознание среднего общего образования представляет собой комплекс знаний,
отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе,
познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовнонравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология,
экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия.
Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и
взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в курс входят:
социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм
и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые
нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система
гуманистических и демократических ценностей. Курс обеспечивает преемственность по
отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных
объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных
вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Данная программа определяет содержание учебного предмета «Обществознание» на
2 учебных часа в неделю, что соответствует примерному учебному плану ОБОУ ЦДО
«Новые технологии». Учебный курс рассчитан на два года обучения (10-11 класс, 136
часов). При 34 учебных неделях на прохождение программного материала
запланировано 136 учебных часов: 10 класс - 68 часов (2 часа в неделю), 11 класс — 68
часов (2 часа в неделю), в том числе 4 часа отводится на контрольные работы (10 класс
- 2, 11 класс — 2).
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании
традиционной, модульной технологии обучения, а также элементов других
современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких
как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый
контроль знаний и др., в зависимости от склонностей, способностей, возможностей
каждого конкретного класса.
Программа реализует следующие основные функции:
-информационно-методическую,
-организационно-планирующую,
-контролирующую.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам учебновоспитательного процесса получить представление о целях, содержании, общей
стратегии образования, воспитания и развития школьников средствами учебного
предмета, о специфике каждого этапа обучения.
Краткая характеристика курса
Курс «Обществознание» входит в предметную область «Общественные науки».
Учебник Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой и др.; под редакцией Л.Н. Боголюбова,
издательства «Просвещение», 2017 г. содержат материал, необходимый для изучения
предмета на базовом уровне в средней (полной) школе.
Содержание курса соответствует традиционным принципам: научности,
актуальности, наглядности, соблюдения преемственности в образовании, системности
вопросов и заданий, их практической направленности; позволяет уделить необходимое
внимание наиболее важным проблемам развития человеческого общества,
особенностям развития отдельных сфер общества, проследить динамику
общественного развития, его основные этапы. Как учебный предмет включает в себя
основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии,
политологии, экономики и правоведения), сосредотачиваясь на специальных знаниях,
которые необходимы для эффективного решения наиболее типических проблем в
социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни.
Характерной чертой курса обществознания является то, что общественные науки
рассматриваются в нем не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой
дисциплины, составляющие единое целое. Иначе говоря, позволяет сформировать у
учащихся целостную и объемную картину социального мира. Оно занимает особое
место среди общественных и гуманитарных дисциплин, которые преподаются в школе.
Особенность его состоит в том, что данный курс является не собственно наукой или ее
разделом в системе научного знания, а учебной дисциплиной, призванной познакомить
как с основами жизни общества, так и ввести в комплекс социальных, общественных и
гуманитарных наук, которые будут изучаться в вузах. Но обществознание является
наукой в том смысле, что знания, которые оно дает, получены, доказаны,
систематизированы методами, принятыми в науке. И призвано познакомить учащихся с
тем, что такое общество, по каким законам оно живет и развивается. То же самое делает
и история, но между ними есть принципиальная разница. История изучает те события и
явления, которые происходили в определенном месте и в определенное время.
Обществознание стремится выявить и показать те общие, сходные, типичные черты,
которые были присущи и присущи сейчас всем человеческим обществам в любом месте
и в любое время. Призвано дать целостную картину общественной жизни, а именно
рассмотреть все компоненты социальной и общественной жизни. Поэтому содержание
курса включает в себя широкий круг тем от философии до политологии, от социологии
до этики и эстетики.
Таким образом, обществознание призвано расширить горизонт восприятия
окружающего мира. При этом расширение горизонта восприятия будет состоять не
только в том, что формируются представления об обществе, но и в том, что оно
призвано заложить элементарные начала теоретического мышления, научить
способности мыслить, именно благодаря обобщающему взгляду на вещи. Поэтому,
благодаря формированию теоретического мышления, учащиеся не только смогут
получить уже имеющиеся знания, но и развить способность приобретать новые знания.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с
курсами истории, географии, литературы и др. С этой точки зрения, важно использовать
резерв свободного учебного времени, установленный примерной программой, для
привлечения дополнительного материала, сопряженного с тематикой того или иного
конкретного материала. Кроме того, с учетом небольшого объема учебного времени,
отведенного на изучение обществознания на базовом уровне, принципиально важны
межпредметные связи с курсом истории. Предполагается не только использование
учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и
тесная взаимосвязь обоих предметов в формировании и развитии умений и навыков,
важных для познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной
деятельности учащихся. Взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет
учащимся сформировать целостное представление о динамике развития современных
форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную
информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в
современном обществе.
Использование потенциала межпредметных связей курсов обществознания и
географии расширяет знания учащихся о глобализации современного мира.
Формирование системы интегративных связей обществознания и предметов
образовательной области «Филология» значительно повышает коммуникативный
потенциал процесса обучения, позволяет учащимся обращаться к творческому
потенциалу народов мира, к духовному богатству народов. Знание учащимися
принципов и направлений духовного творчества расширяет их возможности.
Таким образом, для обществознания как школьного предмета характерны:
-направленность на теоретическое обобщение учебного материала;
-интегрированный характер, особая, по сравнению с другими школьными
дисциплинами, направленность на межпредметные связи;
-дискуссионный характер материалов;
-практико-ориентированный характер материалов;
-необходимость привлечения материалов современной жизни (спорной и
дискуссионной). В старших классах предлагается дать целостное представление о
развитии общества, его актуальных проблемах, о человеке в современном мире, а также
некоторых вопросов социально-политического характера;
-своение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с
курсами истории, географии, литературы и др.;
-развивающий потенциал курса связан с развитием обществоведческого мышления,
формированием политической и социально-гуманитарной культур учащихся, развитием
их способности понимать логику общественных процессов. Акцент делается на
развитие навыков самостоятельной индивидуальной работы, раскрытие творческих
возможностей - это прежде всего исследовательская и проектная деятельность.
Предусмотрена так же коллективная деятельность на уроке - проведение дискуссий,
конференций, где каждый учащийся может отстаивать свою точку зрения, обосновывать
и аргументировать свое мнение, приводить примеры.
Используемые образовательные технологии:
1.Дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со
слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа,
усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной
мотивацией предполагается дополнительные задания
2.Проблемное обучение - система развития обучающихся в процессе обучения, в
основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и
привлечение школьников к активному участию в решении этих проблем.
3.Развивающее обучение - специально организованное, в соответствии с законами
психического развития школьников, обучение, дающее возможность организовывать
активную деятельность учащегося по овладению знаниями.
Диагностика достижений учащихся по обществознанию проводится в различных
формах: устный опрос, письменные работы, терминологические диктанты, творческие,
исследовательские, проектные работы, практикумы, уроки-дискуссии, уроки-дебаты,
уроки-суды, лабораторные работы с различными источниками информации, в форме
защиты презентаций и проектов, тестирование.
Формы и средства контроля:
-устные и письменные развернутые ответы;
-работа с терминами (письменно и устно);
-выполнение творческих заданий и решение практических задач (по образцу ЕГЭ по
обществознанию);
-решение ситуативных задач;
-контрольные работы.
Самостоятельные, лабораторные и практические работы:
Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся,
позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.
Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
-работу с источниками социальной информации, с использованием современных
средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
-критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из
разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и
оценочных суждений;
-решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные
ситуации; анализ современных общественных явлений и событий;
-освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и
тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное
формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
-применение полученных знаний для определения экономически рационального,
правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных
ситуациях;
-аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через
участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
-написание творческих работ по социальным дисциплинам.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками средней общей школы
осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной
деятельности.
Цели и задачи обучения предмету «Обществознание»
Главной целью изучения обществознания является личностное развитие учащихся
через использование потенциала обществоведческих дисциплин для социализации
подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных
ориентаций.
Изучение обществознания в средней школе направлено на достижение следующих
целей:
-развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной,
политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального
поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к
самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных
дисциплин;
-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим
ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых
для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно
оцениваемых
обществом
качествах
личности,
позволяющих
успешно
взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах
регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав
человека и гражданина;
-овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы
познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для
участия в жизни гражданского общества и государства;
-формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач
в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной
деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности;
правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Учебные задачи курса «Обществознание» заключаются в:
-образовательные: освоение систематизированных знаний об истории развития
обществознания, как науки и формирование целостного представления о роли права в
России, и роли правового и гражданского общества во всемирно-историческом
процессе;
-воспитательные: воспитание гражданственности, национальной идентичности,
развитие мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими
исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций,
нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
-развивающие: развитие способности понимать социальную, экономическую,
правовую, философскую и историческую обусловленность явлений и процессов
современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей
реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими
мировоззренческими системами.
Требования, предъявляемые к уровню подготовки обучающихся
В ходе изучения курса «Обществознания» у обучаемых формируются соответствующие предметные, метапредметные и личностные навыки.
Личностные результаты освоения выпускниками средней (полной) школы
содержания программы по обществознанию являются в сфере:
1)отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
-ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные
планы;
-готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
-готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию
по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на
основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей
страны;
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность
в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью;
-принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
-неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
2)в сфере отношений обучающихся к закону государству и к гражданскому
обществу:
-гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
-признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и
свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные
права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и
нормам международного права и в соответствие Конституцией Российской Федерации,
правовая и политическая грамотность;
-мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
-интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
-готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
-приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей,
их чувствам, религиозным убеждениям;
-готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
3)в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
-нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
-принятие
гуманистических
ценностей,
осознанное,
уважительное
и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
-способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
-формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
-развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
4)в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе,
художественной культуре:
-мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и
общества;
-готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
-экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных
ресурсов; умения и навык и разумного природопользования, нетерпимое отношение к
действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологической
деятельности;
-эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта;
5)в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к
семейной жизни:
-ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
-положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
6)в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических
отношений:
-уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности;
-осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
-готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
-потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
-готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
7)в сфере физического, психологического, социального и академического
благополучия обучающихся:
-физическое,
эмоционально-психологическое,
социальное
благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и
психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты освоения средней (полной) образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
-самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
-оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
-ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности
и жизненных ситуациях;
-оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
-выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
-организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
-сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2.Познавательные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
-искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
-критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
-использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
-находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
-выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
-выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
-менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
-осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
-при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт
и т.д.);
-координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
-развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
-распознавать конфликтные ситуации и предотвращать их до возникновения
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы
содержания программы по обществознанию являются в сфере
1. Познавательной:
-относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и
областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
-знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук:
социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики,
социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления
социальной действительности;
-знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного
выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей
дееспособности;
-умения находить нужную социальную информацию в различных источниках;
адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и
понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать,
обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с
собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с
позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей.
2. Ценностно-мотивационной:
-понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей
в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии
общества;
-знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их
роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и
правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на
необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной
повседневной жизни;
-приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности.
3. Трудовой:
-знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
-понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
4. Эстетической:
-понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с
другими способами познания;
-понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
5. Коммуникативной:
-знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с
другими видами деятельности;
-знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
-понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;
-понимание значения коммуникации в межличностном общении;
-умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести
диалог,
-участие в дискуссии, аргументирование собственной точки зрения;
-знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
В результате изучения обществознания в средней (полной) школе учащиеся должны
овладеть следующими знаниями и умениями:
-сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
-владеть такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
-выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
-на использование элементов причинно-следственного анализа;
-на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
-на определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
-на выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
-на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
-на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной
и коммуникативной ситуации;
-на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
-на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в
окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм,
экологических требований;
-на определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование
компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации
результатов познавательной и практической деятельности.
Ученик должен знать/понимать:
-биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации
личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
-тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также
важнейших социальных институтов;
-необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных
норм, механизмы правового регулирования;
-особенности социально-гуманитарного познания;
-функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда,
основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды
ценных бумаг, факторы экономического роста.
Обучающийся научится:
-характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные
признаки, закономерности развития;
-анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие
черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и
признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и
понятиями;
-объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных
социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших
социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры,
взаимосвязи подсистем и элементов общества);
-раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук;
-осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных
знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать
из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных,
публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать
и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и
мнения, аргументы и выводы;
-оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы,
организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные
суждения и аргументы по определенным проблемам;
-подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной
проблематике;
-применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
-приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных
благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм,
глобальных экономических проблем; - описывать: действие рынка, основные формы
заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета
России, экономический рост, глобализацию мировой экономики; - объяснять:
взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды
инфляции, причины международной торговли.
Обучающийся получит возможность научиться:
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для;
-успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия
с различными социальными институтами;
-совершенствования собственной познавательной деятельности;
-критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в
массовой коммуникации;
-осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной
социальной информации;
-решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной
деятельности;
-ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной
гражданской позиции;
-предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
-оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
-реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей;
-осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями,
культурными ценностями и социальным положением;
-получения и оценки экономической информации;
-составления семейного бюджета;
-оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи
и гражданина.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
-успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия
с различными социальными институтами; совершенствования собственной
познавательной деятельности;
-критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в
массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и
использования собранной социальной информации;
-решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной
деятельности;
-ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной
гражданской позиции;
-предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
-оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
-реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей;
-осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями,
культурными ценностями и социальным положением.
Содержание программы учебного предмета
Обществознание. 10 класс (68 часов)
Введение — 1 час.
Введение в курс «Обществознание 10 класс».
Знакомство с курсом «Обществознание 10 класс»: содержание, умения и знания.
Успешная адаптация к условиям будущей жизни и профессиональной деятельности.
Раздел 1. Человек в обществе — 17 часов.
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа.
Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная
динамичная система. Взаимосвязь экономической, политической и духовной сфер
жизни общества.
Социальные институты. Природа человека. Человек как продукт биологической,
социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.
Человек как духовное существо. Духовный мир человека. Мировоззрение. Ценностные
ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.
Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация.
Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Человек в системе социальных
связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и
самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности
личности. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и
ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное
и гуманитарное знание.
Раздел 2. Общество как мир культуры — 15 часов.
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности
культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой
информации.
Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого.
Непрерывное образование и самообразование.
Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества.
Нравственная культура.
Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления.
Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений — 32 часа.
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты,
отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты.
Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения.
Виды юридической ответственности.
Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России
Современное российское законодательство. Основы государственного, гражданского,
трудового, семейного и уголовного права.
Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание.
Правовая культура.
Итоговое повторение - 1 час.
Заключение. Человек в XXI веке — 2 часа.
Общество в развитии. Многовариативность общественного развития. Прогресс и
регресс. Современный мир и его противоречия.
Обществознание. 11 класс (68 часов)
Введение — 1 час.
Введение в курс «Обществознание 11 класс»
Знакомство с курсом «Обществознание 11 класс»: содержание, умения и знания.
Успешная адаптация к условиям будущей жизни и профессиональной деятельности.
Раздел 1. Экономическая жизнь общества — 21 час.
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая
деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический
рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы. Рынок и
рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы
спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и
переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги,
уплачиваемые предприятиями. Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и
правовой режим предпринимательской деятельности.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы
менеджмента. Основы маркетинга. Роль государства в экономике. Общественные блага.
Внешние эффекты. Госбюджет.
Государственный долг Основы денежной и бюджетной политики Защита
конкуренции и антимонопольное законодательство. Банковская система. Роль
центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты
Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица. Причины и
экономические последствия безработицы. Государственная политика в области
занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли.
Глобальные проблемы экономики. Экономика потребителя. Сбережения, страхование.
Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое
поведение потребителя и производителя.
Раздел 2. Социальная сфера — 14 часов.
Свобода в деятельности человека. «Буриданов осел», «Свобода есть осознанная
необходимость», свобода и ответственность, характеристика особенностей свободного
общества.
Общественное сознание. Сущность и особенности, структура общественного
сознания. Общественная психология и идеология. Индивидуальное и общественное
сознание.
Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи.
Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в
современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая
ситуация в Российской Федерации.
Религиозные объединения и организации в РФ. Религиозные объединения и
организации в Российской Федерации. Опасность сектантства. Межнациональные
отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
Раздел 3. Политическая жизнь общества — 30 часов.
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения.
Власть, ее происхождение и виды. Политическая система. Структура и функции
политической системы. Политические цели и средства их достижения. Опасность
политического экстремизма. Политический статус личности. Политическое участие.
Абсентеизм, его причины и опасность. Государство в политической системе.
Политические режимы. Типология политических режимов. Демократия, ее
основные ценности и признаки. Демократия, ее основные ценности и признаки.
Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Демократические
реформы в России. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Проблемы формирования правового
государства и гражданского общества в РФ. Гражданские инициативы. Основные черты
гражданского общества. Правовое государство, его признаки.
Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы.
Многопартийность. Влияние СМИ на позицию избирателя во время предвыборных
кампаний.
Политические партии и движения, их классификация. Законодательное
регулирование деятельности партий в РФ. Человек в политической жизни.
Политическая элита и политическое лидерство. Политическая элита. Политическое
лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
Политический процесс. Политическая идеология. Средства массовой коммуникации,
их роль в политической жизни общества. Участие граждан в политической жизни.
Политическое участие. Политическая культура.
Итоговое повторение - 1 час.
Заключение. Взгляд в будущее — 1 час.
Общество перед лицом угроз и вызовов XXI века. Возможная альтернатива.
Постиндустриальное (информационное) общество.
Учебно-тематический план. 10 класс
№/№
Тема раздела
Количество
часов
1
Введение
1
2
Человек в обществе
17
3
Общество как мир культуры
15
4
Правовое регулирование общественных
отношение
32
5
Итоговое повторение
1
6
Заключение. Человек в XXI веке
2
Итого
68
Количество
контрольных
работ
1
Учебно-тематический план. 11 класс
№/№
Тема раздела
Количество
часов
1
Введение
1
2
Экономическая жизнь общества
21
3
Социальная сфера
14
4
Политическая жизнь общества
30
5
Итоговое повторение
1
6
Заключение. Взгляд в будущее
1
Итого
68
Количество
контрольных
работ
4