Читательская грамртность 8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования администрации Нижнесергинского муниципального района
МАОУ СШ № 1 г. МИХАЙЛОВСКА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по выбору «Читательская грамотность»
для обучающихся 8 классов

Михайловск, 2024

Пояснительная записка
Характеристика учебного курса
Программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» (Основы
смыслового чтения и работы с текстом) адресована учащимся 8 классов
общеобразовательной школы и является необходимым дополнением к программам всех
учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является
стратегической линией школьного образования в целом.
Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату,
заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности метапредметного
результата как запроса личности и государства. В современном информационном обществе
важно научить школьников адекватно и критически воспринимать информацию,
компетентно использовать её при реализации своих целей. Современная школа призвана
формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность
человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней
функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в
расширяющемся информационном пространстве. Инструментальной основой работы с
информацией и одновременно показателем сформированности этого умения является
чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его
способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной
деятельности.
Чтение - это основной способ получения информации по всем учебным предметам,
поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую
при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей
информации является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к
универсальным, основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в
программе формирования стратегии смыслового чтения.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может
способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности
использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение
чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение,
мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки
самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.
Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в
начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 8 классе и совершенствоваться
в течение всех лет обучения.
Цели программы
■ формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной
потребности в чтении;
■ формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей
достижению результативности обучения по всем предметам образовательной
программы школы;
■ формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей
культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве.

Задачи программы
■ развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства,
формировать духовно-нравственные основы личности;
■ вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением,
активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
■ развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки
самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
■ освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным
видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования
видов
целевого
чтения
(просмотрового/поискового,
ознакомительного,
изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;
■ учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания,
интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе
- углубления базовых знаний по теории текста;
- использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
- использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей
и жанров, соответствующих возрасту учащихся;
- использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её
дальнейшего использования;
- использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и
осмысления текстов.
Формы и режим занятий
Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей
практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы
программы даются дозированно и постигаются через практическую деятельность,
которая не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и
заинтересует учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы проведения занятий
должны быть разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные
технологии, технологии развития критического мышления через чтение и письмо,
технологии проблемного и развивающего обучения и др.. Важно, чтобы методы и
приёмы организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и
развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие
самостоятельности, навыков самоконтроля.
Формы проведения занятий - беседа, практикум, тренинг, игра, состязание, аукцион,
конкурс (фестиваль), наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая игра,
библиотечные занятия.
Формы организации деятельности учащихся - индивидуальные и коллективные
(групповые, в парах) формы.
Режим занятий - программа рассчитана на 34 часа в течение учебного года (1 раз в
неделю). Возможный вариант - в течение полугодия (2 раза в неделю).Время проведения
занятия - 45 мин.
Результативность освоения программы
Задания для выполнения, предлагаемые в процессе внеурочной деятельности,
характеризуются не оценочной, а обучающей и развивающей направленностью.
Достижениями учащихся являются умения, сформированные в процессе деятельности и
выделенные в планируемых результатах. Диагностика уровня результативности
осуществляется в ходе решения учебных задач и выполнения работ, указанных в
разделе «Содержание программы». Формой предъявления результата является также
участие

школьников в мероприятиях, проведённых по этому направлению внеурочной
деятельности за год (целесообразно - в конце каждой четверти).
Место учебного курса в структуре учебного плана
Курс изучения программы рассчитан на 1 год. Количество часов, отведенное на
реализацию программы 34 ч в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Программа осуществляется по линейной схеме.
Программа предназначается обучающимся 8 классов в соответствии с их возрастной
категорией 14-15 лет.
УМК курса внеурочной деятельности для педагога: http:// skiv .instrao. ru/b
ank-zadaniy/chitatel skaya-gramotnost/ fg.resh.edu.ru функциональная грамотность
УМК курса внеурочной деятельности для обучающихся: не предусмотрен.
Раздел 1. Введение

Содержание курса

Тема 1. Вводное занятие. Кейс по функциональной (читательской)грамотности
Мониторинг качества чтения, анкетирование учащихся и выявление трудностей, с
которыми связан процесс чтения.
Анализ затруднений и совместное прогнозирование, как чтение текста сделать более
результативным.
Определение цели занятий на основе выявленных затруднений и
прогнозирования;обсуждение возможных результатов и формы предъявления
результата(создание портфолио-отчёта или портфолио достижений). Знакомство с
технологией сбора и анализа информации о результатах работы для портфолио.
Оформление первой страницы портфолио (результат работы с текстом и анкетирования).
Беседа: выявление понимания учащимися, важно ли перед чтением определять цель
чтения книги, статьи, параграфа учебника и т.д. (чтобы подготовиться к пересказу;
потому что мне это интересно; чтобы научиться чему-либо; чтобы узнать...; чтобы
развлечься, получить удовольствие и т. п.) Восприятие информациио видах чтения,
которыми пользуется человек, чтобы достичь своей цели (выборочное: просмотровое,
поисковое, ознакомительное, сканирующее, изучающее).
Раздел 2. На пороге текста
Тема 2. Поиск информации и понимание текста
Умение использовать чтение для поиска и извлечения нужной информации,
принятия решения о выборе книги на основе просмотра книги, выборочного знакомства с
информацией, прогнозирования. Умение пробегать текст глазами, определять его основные
элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте,
устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить
необходимую единицу информации в тексте.
Ориентация в книге на основе знания её структуры. (Занятие проводится на базе
школьной/районной библиотеки).
Турнир догадливых «Кто и зачем может читать эти книги?» (Прогнозирование
содержания книг по заглавию, известным авторам, догадке, жизненному опыту).
Список (примерный) книг: Д.Р.Р. Толкин «Властелин колец», О. Андреева «Учитесь
быстро читать», К. Дойль «Приключения Шерлока Холмса», А. Безруков «Занимательная
география», Гомер «Илиада», Н. Носов «Фантазёры», Р. Декарт «Метафизические
размышления», Энциклопедия этикета и т.п.)

Блиц-турнир «Из чего состоит книга?»: прогнозирование ответа на вопрос: «Как
выбрать нужную книгу? »;определение элементов структуры книги и информации, которую
несёт элемент.
Практикум: определение вида чтения для выбора книги, первичного знакомства с
книгой, статьёй учебника и т.п.Практическое освоение способов/приёмов просмотрового
чтения (незнакомого учебника, учебного пособия, художественного произведения) с
целью обнаружить нужную информацию.
Вопросы и задания(зависят от выбранного материала и предполагают обязательный
вывод, например, о чём «рассказала» фамилия автора? Что узнали из аннотации?):
• прочитайте, кто автор книги, где и когда она издана;
• прочитайте аннотацию;
• обратите внимание на условные обозначения;
• выделите заголовки и рубрики;
• представьте заголовки (рубрики) в виде вопроса;
• просмотрите первую и последнюю страницы.
• Ответьте себе на вопросы: Нужно ли читать эту книгу? Для чего вы читаете (будете
читать) именно эту книгу?
Практикум: практическое освоение способов/приёмов ознакомительного чтения
(в работе с отдельным текстом)с целью более подробно уяснить какую-то определенную
информацию.
Вопросы и задания:
• прочитайте, кто автор текста;
• прочитайте в каждом абзаце только первое и последнее предложения и сделайте вывод, о
чём говорится в абзаце, в тексте;
• бегло просмотрите весь текст и определите, о чём в нём идёт речь;
• поставьте вопросы к тексту, который предстоит прочитать: Что мне известно по
теме? Что мне нужно узнать? Чего жду от этой главы, параграфа?
• найдите в тексте ... (конкретную информацию)
Составление Памятки для просмотрового/ознакомительного чтения. Работав малых
группах (парах), коллективное обсуждение и корректирование вариантов (Чтобы
познакомиться с книгой, используйте приёмы просмотрового и ознакомительного чтения:
.)
Тема 3. Определение главной темы и общей цели или назначения текста
Теоретическое обоснование приёма «Знаю - хочу узнать - узнал». Умение опираться
на имеющиеся знания, сохранять интерес к получению новой информации, ставить
собственные цели (стадия вызова в технологии РКМЧП), осмысленно подходить к
получению новой информации (стадия осмысления), размышлять и делать простые выводы
(стадия рефлексии) в графической (табличной) организации читаемого текста.
Практикум: освоение стратегий смыслового чтения с применением технологий
РКМЧП (приём «З-Х-У», Д. Огл). Комплексный подход к содержанию текста из учебника
истории (географии или научно-популярного текста), тема которого частично знакома
учащимся:
1) заполнение учащимися первого столбика таблицы «З-Х-У» до знакомства с текстом,
2) заполнение с помощью учителя (на доске и в тетрадях) второго столбика таблицы,
3) самостоятельное чтение текста и выявление информации,
4) совместное обсуждение: Можем ли мы ответить на вопросы, которые сами
поставили перед чтением?
5) заполнение с помощью учителя третьего столбика таблицы,
6) добавление источника информации (текст .) в дополнительный столбик.

Подведение итогов, сопоставление содержания граф, ответы на вопросы: Что осталось
нераскрытым? Какие источники информации могут помочь?
Тема 4. Различение темы и подтемы специального текста
Выявление понимания термина текст на основе знания о происхождении слова (от
лат. 1ех1ш — «ткань, сплетение, соединение») и образного представления (ткань,
сплетение); углубление понимания на основе практического осмысления его признаков:
выраженность (текст всегда выражен в устной или письменной форме); ограниченность
(текст имеет начало и конец); членимость (текст состоит из двух или нескольких
предложений); связность (предложений и части текса связаны); цельность (единое целое в
отношении содержания и построения); упорядоченность (все языковые единицы и
содержательные, смысловые стороны определённым образом упорядочены); смысловая
цельность (текст отражает те связи и зависимости, которые имеются в самой
действительности); информативность (содержание высказывания и отношение автора к
содержанию, тема и главная мысль/идея/позиция автора). Темы широкие и узкие, ведущая
тема и подтемы, микротемы (микротеме обычно соответствует абзац, который на уровне
смыслового анализа далее не членится).
Обучающий тренинг: сопоставление текстов на одну тему и выявление различий.
Анализ темы «осень» и авторского отношения к теме в стихотворениях А.С. Пушкина
(«Октябрь уж наступил...»), А.А. Фета(«Когда сквозная паутина...») - выявление групп
тематических слов; в стихотворении («Унылая пора!») и прозе А.С. Пушкина («Это
случилось осенью.» (отрывок из «Станционного смотрителя») - выявление ритмикоинтонационной организации текстов. Подготовка выразительного чтения литературных
произведений.
Проект: организация проекта подготовки к конкурсу чтецов по выбранной теме:
утверждение темы, сроков, выстраивание процесса подготовки, включающего поиск
необходимого материала с помощью приёмов просмотрового (поискового) чтения.
Просмотр ресурсов интернета через поисковые системы.
Примечание: Возможны другие варианты подборки текстов и другая
направленность мероприятия.
Тема 5. Выделение главной и второстепенной информации текста
Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение отличать
главную информацию в тексте от второстепенной.
Устное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание Г. Граник Заголовок
- это „входная дверь “ текста». Выявление понимания роли заглавия в тексте.
Беседа: «Как писатели выбирают заглавия».
Заголовок - краткое выражение главной мысли, в том числе ироническое («Любовь к
жизни» Д. Лондона, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Герой нашего
времени», М. Лермонтова); заглавия-загадки («Всадник без головы» М. Рида, «Голова
профессора Доуэля» А. Беляева, «Мёртвые души» Н. Гоголя); заглавия, выражающие
отношение автора к героям, событиям («Униженные и оскорблённые» Ф. Достоевского,
«Отверженные» В. Гюго, «Кот-ворюга» К. Паустовского); заглавия «с сюрпризами»
(«Колотый сахар», «Корзина с еловыми шишками», «Тёплый хлеб» К. Паустовского) и др.
Турнир догадливых «О чём сообщает заглавие?» Анализ заглавий текстов:
• Географические последствия землетрясений (отражает тему);
• Осень - любимое время года (отражает главную мысль);
• Принципы классификации частей речи (отражает, как построен текст);
• Умение читать правильно - это залог успеха на всех уроках (отражает результат);
• Золотые пески Египта (рекламная функция);
• А вы верите в НЛО? (обращение к опыту, знаниям, интересам читающего);

•

Кто самый прожорливый? (привлечение внимания адресата).
Практикум: прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана
текста, сопоставление прогноза с содержанием текста (для прогнозирования может быть
предложен параграф или текст из учебника по какому-либо предмету).
Проблемный вопрос:
зачем обдумывать заголовок, если предположение
оказывается неверным?
Раздел 3. Погружение в текст.
Тема 6. Поиск информации, явно заданной в тексте
Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль заглавия
и эпиграфа, подбирать заглавие, соответствующее содержанию и общему смыслу текста,
прогнозировать содержание читаемого (изучаемого) текста по заглавию и эпиграфу.
Оформление эпиграфа на письме. Предтекстовые вопросы и задания в формировании
умений.
Обучающий тренинг «Как подобрать заголовок?»:
содержательный анализ одного текста, определение темы и главной мысли;
выбор одного из предложенных заглавий и обоснование своей точки зрения;
подбор заглавий,
характеризующих тему;
характеризующих главную мысль, с формулировкой в форме вопроса, утверждения;
указывающих на событие, время, действующее лицо;
заглавий-загадок, необычных заглавий и др.;
выбор заголовка на основе языковых фрагментов текста;
анализ пословиц (подготовленная подборка или из сборников/учебника литературы)
и побор эпиграфа
Письменное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание М. Шагинян
Эпиграф не случаен - он необходим для автора, как «ключ» для композитора, в котором
будет звучать произведение». Выявление понимания роли эпиграфа в книге, тексте.
«Бюро прогнозов»: прогнозирование содержания и главной мысли по эпиграфам,
данным в учебниках по разным предметам к темам, которые изучаются в текущий период
(УМК по географии, русскому языку).
В работе с текстами используются предтекстовые вопросы и задания:
• Как связано заглавие с содержанием изучаемой темы/раздела?
• Как называется параграф учебника? Каковы ваши предположения о его содержании?
• Какую роль играет эпиграф к разделу/теме?
• Что вам уже известно по этой теме?
• Какой материал следует знать / повторить для понимания нового?
Задание для портфолио (на перспективу): поиск возможного названия портфолио и
подбор эпиграфа.
•
•
•
-

Тема 7. Выстраивание последовательности описываемых событий
Тренинговые упражнения «Учимся видеть слово» (проводятся с использованием
словарей, подготовленных текстов). (Дидактический материал: к занятию 7.):
• Аукцион «Кто больше?»
• Игра «Правда ли, что .?.»
• Реши задачу
• В поисках слова
• Устное сочинение

Индивидуальные консультации: лексический анализ выбранных для конкурса
чтецов произведений с целью поиска всех непонятных слов и выражений и выяснения их
значения. Индивидуальная помощь в подготовке выразительного чтения.
Тема 8. Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов.
Тема 9. Преобразование информации, данной ввиде графика, таблицы, схемы, в
текстовую информацию
Библиотечный урок (на базе школьной/районной библиотеки) или урок с
использованием
сетевых
образовательных
ресурсов
(http://www.slovari.ru
.http://ru.wikipcdia.org. http://feb-web.rii/feb/slt/abc). Роль словарно-справочной литературы и
современных информационных источников в формировании стратегий смыслового чтения.
Устное сочинение «Как я понимаю эпиграф к занятию»: «Словарь — это вся
вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь - это книга книг. Он
включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!» (Анатоль Франс)
Презентация словарей и справочников:
информация о словарях
библиотекаря/учителя
и/или
представление
интернет-ресурсов.
Словари
энциклопедические (Большая советская энциклопедия, Большой энциклопедический
словарь, Литературная энциклопедия, Детская энциклопедия и др.) и языковые
(филологические, лингвистические). Лингвистические словари - одноязычные и
многоязычные (чаше двуязычные). Одноязычные словари, включающие все слова данного
языка (словари thesaurus - от греч. «сокровищница, хранилище»), современного
литературного языка, языка того или иного писателя, языка отдельного произведения,
исторические, этимологические, синонимов, фразеологические, иностранных слов,
орфографические, орфоэпические, словообразовательные, сокращений; жаргонные,
терминологические словари (Словарь юного математика, Словарь литературоведческих
терминов, Словарь терминов по информатике и др.)
Практикум(работа в группах) «О чём рассказал словарь»: определение назначения
словаря на основе использования приёмов просмотрового чтения; ознакомительное чтение
и анализ словарных статей (два-три словаря разных видов). Строение словарной статьи.
Подготовка группового проекта презентации словаря (отсроченное задание к
ролевой игре «Заседание Учёного совета лексикографов»):
обсуждение плана
представления словаря, выбор словаря для представления и подготовка материалов.
Примерный план представления (презентации) словаря: название словаря, выходные
данные (автор (-ы), где и когда издан); назначение словаря; строение словарной статьи;
интересные примеры статей.
Тема 10. Формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов,
имеющихся в тексте
Практическое освоение терминов учебного/учебно-познавательного текстов. Понятие как
логически оформленная общая мысль о предмете, обозначенная с помощью слов или
словосочетаний; частные и общие понятия, часть и целое; классификация понятий.
Признаки как свойства предметов; существенные и несущественные признаки. Термин,
определение термина через общее (род) понятие и частное (вид), указывающее на наиболее
существенный признак.

Тема 11. Метафоричность речи, умение понимать образность языка текстов
Виды информации в учебном тексте: главная и второстепенная/вспомогательная,
фактическая и иллюстративная, тезисная и доказательная, описания, примеры и др.Умение

осуществлять поиск и находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии
поискового (сканирующего) чтения.
Практикум «Учимся читать учебный текст»:
Разминка на развитие внимания «Учимся запоминать прочитанное»
(Дидактический материал: к занятию 11.);
• Поисковое чтение главы учебника с целью обнаружения требуемой информации
(пробежать текст глазами, найти основные элементы учебного текста - общую
информацию, правила, термины, определения понятий, примеры, факты; определить
главную ивспомогательную информацию, иллюстративную);
• упражнение на поиск конкретной информации в подборке текстов (беглое чтение и
обнаружение дат, имён, названий мест, единичных фактов).
Мониторинг: упражнение на поиск конкретной информации и развитие внимания,
памяти, догадки
•

Тема 12. Преобразование и интерпретация информации
Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание прочитанного.
Маркировка информации. Обсуждение системы условных графических символов для
выделения информации (подчёркивание/выделение маркером слов, терминов;
[правила/определения]; вспомогательная информация>; «!» - особо важная информация;
может использоваться системная разметка ТРКМЧП: «v» - уже знал, «+» - новое, «-» - думал
иначе, «?» - не понял, есть вопросы).
Обучающий тренинг «Учимся читать учебный (научно-популярный) текст»: чтение
текста, маркирование информации
В работе с текстами используются притекстовые вопросы и задания:
• выделите (подчеркните) по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова;
• определите границы известной/неизвестной информации;
• выделите (подчеркните) слова, которыми передаётся главная мысль текста/абзаца;
• найдите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры,
вспомогательную информацию и т.п.).
Оформление результатов в портфолио.
Тема 13. Поиск в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов.
Тема 14. Интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте неявно
Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию,
интерпретировать её. Несплошные тексты (тексты, в которых информация предъявляется
невербальным или не только вербальным способом) и их виды: графики, диаграммы, схемы
(кластеры), таблицы, географические карты и карты местности; планы (помещения,
местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов,
рекламные постеры, меню, обложки журналов и др.. Значимость умения работать с
несплошной текстовой информацией на уроках и в жизни.
Тема 15. Установление связей, не высказанных в тексте напрямую
Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию,
интерпретировать её.

Тема 16. Формирование на основе текста системы аргументов для обоснования
определённой позиции

Умение использовать знания о типологическом строении текста при чтении и выявлении,
понимании информации. Типы речи (повествование, описание, рассуждение, оценка
действительности) и их сочетание в текстах. Приём фотографирования при определении
типа речи. Связь с композицией текста (деление текста на абзацы/микротемы). Способы
связи между предложениями (частями) в тексте: цепная, параллельная, комбинации
способов. Логика развёртывания информации: данное и новое в текстах с разными
способами связи. Средства связи. Примерный вариант таблицы:
Тема 17. Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по
заданной теме Проводится как отчёт комиссий лексикографов о возможностях разных
словарей «Словари и справочники - спутники цивилизации»: защита групповых проектов,
представляющих определённые виды словарей. Обсуждение и оценивание проектов.
Тема 18. Применение информации из текста при решении учебно-познавательных
задач. Установление логических связей в тексте как важнейшее умение, формирующее
понимание того, о чём говорится в тексте, что говорится и как говорится. Обучающий
эффект игровых заданий на развитие интеллектуальных умений выявлять и определять
причинно-следственные связи, устанавливать аналогии и сравнения и т.п.
Интеллектуальная разминка: установление оснований для классификации и
обобщения.
Интеллектуальные игры:
• «Как говорят пословицы»: изучающее чтение и определение «сцеплений» мысли в
пословицах (смысловые части соединены по сходству, по противоположности, с
элементами того и другого).
• «Угадай продолжение»:
выявление смысловых связей в пословицах и
высказываниях (цитаты, крылатые выражения).
• «Собери предложение»: первый уровень - из «рассыпанных» слов, второй уровень из частей, которые связаны причинно-следственными и другими смысловыми
отношениями.
• «Построй текст»: достраивание сложных предложений по заданным началу или
концу, соединение предложений в смысловое единство.
• «Самое оригинальное сравнение»: придумывание сравнения.
Практикум-исследование учебного или научно-популярного текста: выявление и
маркировка информации по смысловому содержанию - причина, цель, следствие, пояснение
и т.д.
Практикум-исследование «Как связаны смысл и пунктуация?»: выявление связи
,смысла и пунктуации в текстах-«путаницах».
Раздел 4. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Тема 19. Критический анализ и оценка информации (Логико-смысловой анализ
текста художественного или публицистического стиля речи)
Умение определять главную мысль текста и понимать, как автор логически
выстраивает текст, подчиняя замыслу композицию, выбирая языковые средства.
Практикум на основе комплексного анализа текста. Обсуждение итогов работы и
фиксирование результатов деятельности в портфолио (результат выполнения работы в
раздаточном комплекте).
Дополнительные задания к практикуму:
• Коллективное составление плана текста, запись плана (выявление затруднений).

• Устный пересказ текста по плану (с сохранением лица).
• Устное рассуждение «С чем ассоциируется для вас понятие родины?»
Тема 20. Оценивание утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих
представлений о мире Умение анализировать текст-рассуждение, один из востребованных
функциональных типов, являющийся фундаментальной образовательной единицей.
Выделение элементов рассуждения при ознакомительном и изучающем чтении текстов.
Поиск информации в словарях о терминах тезис, аргумент, факт, пример.
Составление граф-схемы по теории типа речи рассуждения, учитывающей виды
рассуждений (доказательство, объяснение, размышление), строение текста-рассуждения
(тезис, аргументы, вывод) и ход развития мысли (дедуктивный: вступление - тезисдоказательства тезиса-вывод, индуктивный: вступление-факты и аргументы -тезис). Словапомощники (вопрос почему?, союзы потому что, так как).
Практикум-исследование учебного (научно-популярного) текста: выявление и
маркирование информации, отражающей строение текста-рассуждения. Подбор
собственных аргументов к тезису. Фиксирование результата в портфолио.
Тема 21. Нахождение в тексте доводов в защиту своей точки зрения
Прогнозирование как интеллектуальный мыслительный приём при
ознакомительном и изучающем чтении, который активизирует процесс освоения и
понимания содержания, развивает воображение, творческие способности, формирует навык
быстрого чтения, вырабатывает критическое отношение к прочитанному.
Интеллектуальная разминка
• «Угадай слово»
• «Продолжи предложение»
Игра «Бюро прогнозов»: смысловое прогнозирование в тексте с пропущенными
буквами на конце слов, установление слова на основе связей, смысловых ассоциаций;
развитие навыков быстрого чтения.
Творческое упражнение «Сочинялки»: прогнозирование необычной (смешной,
неожиданной, парадоксальной) концовки по образцу предложенных.
Оформление результатов деятельности в портфолио.
Тема 22. Обнаружение недостоверности получаемой информации
Умение задавать вопросы и прогнозировать развёртывание мысли, ход развития
замысла автора, необходимое при чтении как научного, так и художественного текстов.
Технология «чтение с остановками» и прогнозирование дальнейшего развития действия.
Практикум «Сделай остановку и придумай продолжение»: творческое чтение
текста и придумывание (прогнозирование) продолжений. Слушание прогнозов и
комментарий в процессе работы, сравнение продолжений с авторским вариантом.
Сравнение прогнозов с авторским вариантом, вывод о возможностях разных вариантов
реализации мысли
Тема 23. Нахождение путей восполнения пробелов в информации
Умение задавать вопросы как мыслительная операция, которая делает процесс чтения
активным, рефлексивным, помогает понять логику движения и развития мысли в тексте.
Разминка (в парах) «Сочиняем истории по вопросам»: придумывание историй (сказок) по
вопросам, которые задаются поочерёдно друг другу и на которые так же в порядке
очерёдности отвечают оба участника.
Практикум «Учимся задавать вопросы»: приёмы обнаружения в тексте скрытых
вопросов, прогнозирование ответов на скрытые вопросы и вопросы, заданные автором,
проверка предположений и т.д.

Интеллектуальный марафон «Почемучки»: использование технологии РКМЧП и
составление таблицы «Кто? Что? Когда? Где? Почему?» при чтении текста.
Фиксирование результатов деятельности в портфолио.
Тема 24. Решение на основе текста учебно-практических задач
Умение задавать вопросы, требующие простого, односложного ответа («тонкие»
вопросы), и вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа («толстые» вопросы).
Ромашка Блума (технология РКМЧП). Шесть лепестков — шесть типов вопросов: простые
вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-либо факты, вспомнить и воспроизвести
определенную информацию; уточняющие вопросы для установления обратной связи,
выявления подразумевающейся, но необозначенной информации («То есть ты говоришь,
что?..», «Если я правильно понял, то?..», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали
о?..»); интерпретационные (объясняющие) вопросы, направленные на установление
причинноследственных связей(«Почему .?»); творческие вопросы, содержащие элементы
условности, предположения, прогноза («Если бы.»; «Как вы думаете, что (как) будет .?»);
оценочные вопросы, направленные на выяснение критериев оценки событий, явлений,
фактов («Почему что- то хорошо, а что-то плохо?»); практические вопросы, направленные
на установление взаимосвязи между теорией и практикой («В каких ситуациях мы можем
использовать?»)
Интеллектуальная разминка «Верите ли вы, что.?»: поиск ответов на заданные по
тексту вопросы — для возникновения интереса, выяснения общего понимания смысла
учебного/познавательного текста.
Аукцион вопросов: пояснение технологии задавания «тонких» и «толстых»
вопросов, самостоятельная работа в парах и составление вопросов по тексту, взаимообмен
вопросами с другими парами, поиск ответов и выбор лучших вопросов и оформление их в
таблицу.
Оформление результатов деятельности в виде таблицы «тонких» и «толстых»
вопросов, которая вносится в портфолио.
Тема 25. Диагностика читательской грамотности
(Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и
текстом)
Тема 26. Анализ ошибок, допущенных в работе
Проводится как командная игра, победителем в которой становится команда,
задавшая последний вопрос. Дидактическая цель - диагностировать умение задавать
вопросы к тексту, разные по характеру и форме.
Тема 27. Самоконтроль и самооценка понимания прочитанного
Умение осмыслять информацию, осуществляя мыслительные операции анализа и
выделения главной и второстепенной, явной и скрытой информации; развитие
воображения, умения прогнозировать. Выявление смыслов из всех слов, словосочетаний,
предложений, а также из их монтажа в тексте. Обучающий тренинг «Словам тесно, а
мыслям — просторно»: анализ текста и выявление скрытой информации в тексте.
Игра (командная) «Моментальное фото»: актуализация фактора времени при
знакомстве с учебным (познавательным) текстом, решение задачи — собрать
коллективными усилиями максимум информации и установить на этапе коллективного
обсуждения фиксирование значимых для данного текста информационных единиц. Игровой
результат действия команд определяется наличием именно этих единиц.
Фиксирование результатов деятельности (диплом/сертификат) в портфолио.

Тема 28. Практикум по созданию собственных текстов на основе прочитанных
текстов

Умение структурировать информацию во время чтения и после чтения,
перерабатывать и фиксировать сжатую информацию в форме плана. Виды и формы плана:
простой и сложный; назывной/номинативный (слово или словосочетание с
существительным в именительном падеже), вопросительный, тезисный.
Обучающий тренинг «Как составить план»: изучающее чтение учебного текста,
выявление главной мысли в каждом абзаце, параллельная запись главной мысли в разных
формах.
Во время чтения и анализа текста используются притекстовые вопросы и задания:
• выделите по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова;
• выделите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры,
вспомогательную информацию и т.п.);
• выясните значение незнакомых слов, терминов;
• выделите слова, которыми передаётся главная мысль каждого абзаца;
• запишите главную мысль абзаца кратко;
•

откорректируйте запись и составьте план в одной форме (назывной, вопросный и т.д.)

Тема 29. Поэтический текст как источник информации
Умение делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с
коммуникативным замыслом на этапе понимания и преобразования текстовой информации.
Обучающий тренинг «Кто записывает, тот читает дважды»: изучающее чтение
учебного текста, составление и запись плана, выписки, соответствующие пунктам плана
(фактов, ключевых понятий, цитат).Формы записи могут создаваться с использованием
технологий РКМЧП (таблица «Что? Где? Когда? Где? Почему?», приёма ведения
двухчастного дневника).
Вариант задания: используя приёмы просмотрового чтения, отобрать материал по
определённой теме (предоставленный учащимся материал должен быть избыточным и
обязательно включать тексты, которые не связаны с темой), сделать выписки; предложить
варианты использования собранного материала.
Тема 30. Типы текстов:
текст-объяснение (объяснительное сочинение,
резюме,толкование, определение) Понимание и запоминание информации в результате её
обработки. Обучение базовым умениям обрабатывать информацию и фиксировать
результат обработки в разных формах графического оформления текста.
Мини-проект «Создаём и оформляем несплошной текст». Организация проектной
деятельности в группах:
• определение конечного продукта деятельности и предъявления его в форме
выбранного вида несплошного текста (таблица, схема, кластер, опорный конспект) и
устного сплошного текста;
• коллективное обсуждениеэтапов проектирования (выбор сплошных текстов для
работы; чтение текста и извлечение основной и второстепенной информации,
выделение ключевых слов,озаглавливание;обсуждение результатов этапа;
обсуждение структуры несплошного текста, используемых технических средств;
распределение обязанностей при создании конечного продукта);
• реализация проекта в группах в соответствии с намеченными этапами;
• предъявление результатов деятельности и рефлексия.
Упражнение на развитие умения использовать полученную информацию для
решения учебной задачи: взаимообмен групп готовыми продуктами деятельности и
формулирование вопросов на основе содержания созданного группойнесплошного текста.

Вспомогательный материал для использования в самостоятельной работе:
глоссарий (словари), источники для уточнения характеристик видов несплошных текстов и
образцы оформления таблиц, схем, опорных конспектов.
Оформление результатов деятельности в портфолио.
Тема 31. Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления,
графики и диаграммы, посты и рекламные тексты Создание вторичного текста на
базе другого (исходного текста): пересказ (изложение) как средство формирования
коммуникативных умений. Использование умения анализировать композицию текста и
отражать её в плане. Изложения с элементами описания, с элементами рассуждения(по
характеру текстового материала); полное, подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное,
с элементами сочинения(по способу передачи содержания).
Устное
изложение:
подготовка устного сжатого пересказа
текстаповествовательного характера с элементами рассуждения (в качестве исходного
предлагается один из знакомых учащимся текстов, например, в теме 13).
Замена/расширение информации своими аргументами/примерами.
Тема 32. Типы задач на грамотность. Позиционные задачи.
• Как соотносится то, что вы прочитали, с тем, что вы уже знали?
• Что для вас оказалось интересным (неожиданным) в тексте?
• Что нового и полезного вы узнали из текста?
• Как можно оценить информацию: каковы положительные и отрицательные стороны
информации?
• Возможны ли другие пути решения вопроса?
• Какая работа с этим материалом предстоит в дальнейшем?
• Где можно применить полученные знания?
• Над какими вопросами в процессе осмысления текста вы задумывались?
(при чтении данные вопросы адаптируются применительно к содержанию конкретного
текста)
Диспут «Прочитав текст»: выявление личностной позиции учащихся после чтения
проблемного публицистического текста.
Тема 33. Практическая работа по формированию читательской грамотности
Тема 34. Итоговое занятие
Заключительное занятие является подведением итогов, включает самооценку учащихся и
оценивание их деятельности учителем.
Создание Памятки «название подбирают учащиеся» (Внимательному
читателю/Учись читать/Советы помощника/Школа чтения): обобщение теоретического
и практического усвоения стратегий чтения и проверка результативности на уровне
понимания. Обсуждение в группах и коллективное (индивидуальное) составление
рекомендаций, помогающих организовать процесс чтения. Включение Памятки в
портфолио.
Оформление (индивидуальное)портфолио достижений как результата работы и
самоанализа.
Итоговый контроль: Представление портфолио «Мои достижения»

Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
учащиеся научатся
■ осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для
достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения
личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной
сферы личности;
■ использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для
формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных
текстов.
Метапредметные результаты:
учащиеся овладеют
■ элементарными навыками работы с книгой;
■ умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид
чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);
■ элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую
очередь научно-учебных, научно-познавательных).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на
основе умений:
■ определять главную тему, общую цель или назначение текста;
■ предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся
читательский и жизненный опыт;
■ находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
■ находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную,
фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;
■ выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут
осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию
информации, на основе умений:
■ понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах
текстов;
■ выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и
общему смыслу текста;
■ формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и
письменной форме главное в содержании текста;
■ объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
■ сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в
несплошных текстах);
■ интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в
тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и
логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении
автора / главной мысли текста;
■ задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
■ прогнозировать содержание текста;
■ находить скрытую информацию в тексте;
■ использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на
основе умений:
■ составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
■ делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с
коммуникативным замыслом;

■ приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
■ преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления
информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить
деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе
умений:
■ откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте,
со своими представлениями о мире;
■ оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;
■ использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления
несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения,
обоснования утверждений / тезисов;
■ оценивать не только содержание текста, но и его форму.
Предметные результаты:
Учащиеся получат возможность
■ использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках
разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных)
действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в
ситуациях моделирования и проектирования;
■ обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с
информацией (текстами) в разных предметных областях.
Тематическое планирование

№ Наименование раздела и тем
п/п

Количество
часов

Раздел 1. Введение

1

Вводное занятие. Кейс по функциональной
(читательской)грамотности
Раздел 2. На пороге текста
2.
Поиск информации и понимание текста
3.
О пределение главной темы и общей цели или
назначения текста
4.
Различение темы и подтемы специального
текста
5.
Выделение главной и второстепенной
информации текста
Раздел 3. Погружение в текст
6.
Поиск информации, явно заданной в тексте
7.
Выстраивание последовательности
описываемых событий
Сопоставление основных текстовых и
8.
внетекстовых компонентов
9.
Преобразование информации, данной в виде
графика, таблицы, схемы, в текстовую
информацию
1.

1
4
1
1
1
1
13
1
1
1
1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

fg.resh.edu.ru

fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru

fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru

10. Ф ормулирование прямых выводов и
заключений на основе фактов, имеющихся в
тексте
11. Метафоричность речи, умение понимать
образность языка текстов

1

12.

1

1

Преобразование и интерпретация информации
13. Поиск в тексте доводов в подтверждение
1
выдвинутых тезисов
14. Интерпретация и обобщение информации,
1
представленной в тексте неявно
15. Установление связей, не высказанных в тексте
1
напрямую
16. Ф ормирование на основе текста системы
1
аргументов для обоснования определённой
позиции
17.
1
Сопоставление разных точек зрения и разных
источников информации по заданной теме
18. Применение информации из текста при
1
решении учебно-познавательных задач
Раздел 4. Работа с текстом: преобразование и
16
интерпретация информации
19. Критический анализ и оценка информации
1
20.
1
О ценивание утверждений, сделанных в тексте,
исходя из своих представлений о мире
21. Нахождение в тексте доводов в защиту своей 1
точки зрения
22. О бнаружение недостоверности получаемой 1
информации
23. Нахождение путей восполнения пробелов в
1
информации
24. Решение на основе текста учебнопрактических
1
задач
25. Диагностика читательской грамотности
1
26. Анализ ошибок, допущенных в работе
1
27. Самоконтроль и самооценка понимания
1
прочитанного
Практикум по созданию собственных текстов
28.
1
на основе прочитанных текстов
29.
1
Поэтический текст как источник информации
30. Типы текстов: текст-объяснение
1
(объяснительное сочинение,
резюме,толкование, определение)
31. Работа с несплошным текстом:
1
информационные листы и объявления,
графики и диаграммы, посты и рекламные
тексты

fg.resh.edu.ru

fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru

fg.resh.edu.ru

fg.resh.edu.ru

fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru

fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru

fg.resh.edu.ru

32.
33.
34.

Типы задач на грамотность. Позиционные
задачи.
Практическая работа по формированию
читательской грамотности
Итоговое занятие
Итого:

1
1
1
34

fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru

Поурочное планирование
№ Тема урока
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

10.

11.
12.
13.
14.
15.
16.

Вводное занятие. Кейс по функциональной
(читательской)грамотности
Поиск информации и понимание текста
О пределение главной темы и общей цели или
назначения текста
Различение темы и подтемы специального
текста
Выделение главной и второстепенной
информации текста
Поиск информации, явно заданной в тексте
Выстраивание последовательности
описываемых событий
Сопоставление основных текстовых и
внетекстовых компонентов
Преобразование информации, данной в виде
графика, таблицы, схемы, в текстовую
информацию
Ф ормулирование прямых выводов и
заключений на основе фактов, имеющихся в
тексте
Метафоричность речи, умение понимать
образность языка текстов

Количество
часов

1
1
1
1
1
1
1
1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru

1

fg.resh.edu.ru

1

fg.resh.edu.ru

1
1

Преобразование и интерпретация информации
Поиск в тексте доводов в подтверждение
1
выдвинутых тезисов
Интерпретация и обобщение информации,
1
представленной в тексте неявно
Установление связей, не высказанных в тексте 1
напрямую
1
Ф ормирование на основе текста системы
аргументов для обоснования определённой
позиции

fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru

17.

18.
19.
20.

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

1
Сопоставление разных точек зрения и разных
источников информации по заданной теме
Применение информации из текста при
1
решении учебно-познавательных задач
Критический анализ и оценка информации
1
1
О ценивание утверждений, сделанных в тексте,
исходя из своих представлений о мире
Нахождение в тексте доводов в защиту своей
1
точки зрения
О бнаружение недостоверности получаемой
1
информации
Нахождение путей восполнения пробелов в
1
информации
Решение на основе текста учебнопрактических 1
задач
Диагностика читательской грамотности
1
Анализ ошибок, допущенных в работе
1
Самоконтроль и самооценка понимания
1
прочитанного
Практикум по созданию собственных текстов 1
на основе прочитанных текстов

29.
30.

31.

32.
33.
34.

Поэтический текст как источник информации
Типы текстов: текст-объяснение
(объяснительное сочинение,
резюме,толкование, определение)
Работа с несплошным текстом:
информационные листы и объявления,
графики и диаграммы, посты и рекламные
тексты
Типы задач на грамотность. Позиционные
задачи.
Практическая работа по формированию
читательской грамотности
Итоговое занятие
Итого:

1

fg.resh.edu.ru

fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru

fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru

1

fg.resh.edu.ru

1

fg.resh.edu.ru

1
1
1
34

fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru
fg.resh.edu.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».