МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования администрации Нижнесергинского муниципального района
МАОУ СШ № 1 г. МИХАЙЛОВСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по выбору
«Естественно-научная грамотность (биология)»
для обучающихся 10 класса
Михайловск, 202
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержательным материалом для курса «Естественно-научная грамотность (биология)»
является блок «Основы генетики». Решение задач по генетике занимает в биологическом
образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого
обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по биологии. В
школьной программе по биологии учащиеся знакомятся с решением задач по генетике дважды,
в 9 классе в теме «Уровни организации живой природы. Организменный уровень» и в 10 классе,
в теме «Организм». В 11 классе, когда некоторые учащиеся начинают готовиться к ЕГЭ по
биологии, полученные навыки решения задач бывают частично, а иногда и полностью
утрачены. Подготовить учащихся к вопросу 28 в ЕГЭ при таком количестве часов
проблематично, поэтому практикум решения задач для сдающих экзамен необходим, чтобы
учащиеся научились распознавать типы задач, подобрать верный способ решения.
Кроме этого, изучение данного курса может быть полезно и тем ученикам, которые не
сдают ЕГЭ по биологии, т.к. такие навыки, как глубокий аналитический подход и умение
выстраивать алгоритм решения могут быть задействованы не только при решении задач по
генетике, но и при решении задач по другим предметам.
Целью элективного курса «Решение задач по генетике» является развитие умений у
обучающихся анализировать содержание задачи, выстраивать алгоритм решения, развитие
общих интеллектуальных умений, а именно: логического мышления, умений анализировать,
конкретизировать, обобщать, применять приемы сравнения, развитие творческого мышления.
Данный курс имеет задачи: создание и развитие у обучающихся:
- интеллектуальных и практических умений в области общей генетики и генетики человека,
позволяющих сохранить свое здоровье и здоровье будущих поколений;
- интереса к своей родословной, родословным замечательных людей в истории человечества;
- умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию,
применять знания в практической жизни.
При решении задач осуществляется осознание обучающимися своей собственной
деятельности, обеспечение самостоятельности и активности обучающихся, достижение
прочности знаний и умений применять полученные знания в нестандартных, творческих
заданиях. Также у детей воспитывается трудолюбие, целеустремленность, развивается чувство
ответственности, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. В процессе
решения задач реализуются межпредметные связи, показывающие единство природы, что
позволяет развивать мировоззрение обучающихся. Выполнение задач расширяет кругозор
обучающихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием,
развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение
решать задачи, является одним из показателей уровня развития мышления обучающихся,
глубины усвоения ими учебного материала.
Данная программа предназначена для обучающихся 10 класса, рассчитана на 34 часа.
Факультативный курс представлен в виде практикума, который позволит восполнить пробелы в
знаниях учащихся по вопросам решения задач разных типов и позволит осуществить
целенаправленную подготовку к сдаче итогового экзамена по биологии.
Умение решать задачи развивается в процессе обучения, и развивать это умение можно
только одним путем - постоянно, систематически решая задачи.
Продолжительность курса - 1 год. Форма занятий факультативная. Программа
предусматривает проведение аудиторных занятий, в начале которых даются теоретические
знания учителем, затем приводятся примеры решения задач и в конце учащимся предлагаются
задачи для самостоятельного решения. Для подготовленных учащихся в начале проводится
краткое повторение теоретического материала, а затем учащиеся решают задачи. Контроль за
выполнением проводится учителем, либо совместно с учениками.
Каждый раздел программы заканчивается заданиями контролирующего характера, на
котором учащиеся смогут проверить свои силы, самореализоваться и самоутвердиться при
выполнении заданий.
Содержание учебного курса
Учебно-тематическое планирование курса
№
п/
п
Тема
Количест
во часов
на
изучение
темы
В том
числе:
Уроки
1
Решение и
оформление
генетических
задач
2
2
Моногибридн
ое
скрещивание
6
3
Взаимодейств
ие аллельных
генов.
Множественн
ый аллелизм
3
Формируемые
знания и умения
учащихся/
компетенции
(согласно
стандарту
образования)
Лабораторные,
практические
работы
Экс
кур
сии
Учащиеся
должны
знать: условные
обозначения,
применяемые
при
решении
задач
по
генетике
Учащиеся
должны
уметь:
оформлять
решение
задачи
Учащиеся
должны
знать: формулировку
первого
и
второго
законов
Менделя,
понятия
генотип,
фенотип,
доминантность,
рецессивность,
расщепление
Учащиеся
должны
уметь:
решать
задачи,
иллюстрирующие
первый и второй законы
Менделя.
Учащиеся
должны
знать:
Неполное доминирование и
кодоминирование
Учащиеся
должны
уметь:
решать
задачи
на
4
Независимое
наследование
8
5
Взаимодейств
ие
неаллельных
генов
3
6
Сцепленное
наследование
6
7
Наследование
генов,
локализованн
ых в половых
хромосомах
6
неполное
доминирование
Учащиеся
должны
знать: третий
закон
Менделя Учащиеся
должны
уметь: логически
рассуждать
и
формулировать выводы,
решать
задачи
на
дигибридное
скрещивание
Учащиеся
должны
знать:
понятиякомплементарн
ость, эпистаз
Учащиеся
должны
уметь:
решать
задачи
иллюстрирующие
взаимодействие
неаллельных генов
Учащиеся
должны
знать:
понятия
сцепленноенаследовани
е, кроссинговер
Учащиеся
должны
уметь:
решать
задачи
иллюстрирующие
сцепленное
наследование
Учащиеся
должны
уметь:
решать
задачи
иллюстрирующие
наследование
сцепленное с полом
Календарно-тематическое планирование курса
34 часа в год, 1 час в неделю из компонента образовательного учреждения.
http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/09/08/rabochaya-programma-elektivnogo-kursa-pobiologii-11-klasshttp://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/09/08/rabochaya-programmaelektivnogo-kursa-po-biologii-11-klass
№
ур
ок
а
п/п
№
те
м
ы
№
ур
ок
а
в
те
ме
1.
1.
1.
2.
2.
2.
3.
1.
4.
2.
5.
3.
6.
4.
Тема
урока
Планируемая дата
проведения урока
Фактическая дата
проведения урока
Эксперимент, материальнотехническое оснащение
урока
Решение и
оформлен
ие
генетичес
ких задач
Некоторые
общие
методичес
кие
приемы,
которые
могут быть
использова
ны при
решении
задач
Оформлен
ие задач по
генетике
Моногибр
идное
скрещива
ние
Задачи,
иллюстрир
ующие
первый
закон
Менделя
Задачи,
иллюстрир
ующие
второй
закон
Менделя
Выяснение
генотипов
организмо
в по
генотипам
и
фенотипам
родителей
и потомков
Выяснение
генотипов
http://www.licey.net/bi
o/genetics/glava1_0
http://www.licey.net/bi
o/genetics/glava1_0
http://www.licey.net/bi
o/genetics/glava1_0
т.8 Индивидуальные наборы
хромосом
1.09-7.09
сентябрь
08.09-14.09
сентябрь
http://www.licey.net/bi
o/genetics/glava2_0
15.09-21.09
сентябрь
22.09-28.09
сентябрь
29.09-5.10
октябрь
06.10-12.10
октябрь
http://www.licey.net/bi
o/genetics/glava2_0
http://www.licey.net/bi
o/genetics/glava2_0
т.5 Моногибридное
наследование
7.
5.
8.
6.
3.
9.
1.
10
2.
11.
3.
4.
12.
1.
родителей
по
расщеплен
ию в
потомстве
Определен
ие
вероятност
и
рождения
потомства
с
искомыми
признакам
и
Определен
ие
доминантн
ости или
рецессивн
ости
признака
Взаимоде
йствие
аллельны
х генов.
Множеств
енный
аллелизм
Неполное
доминиров
ание и
кодоминир
ование
Наследова
ние по
типу
множестве
нных
аллелей
Наследова
ние других
признаков,
осуществл
яющееся
по типу
множестве
нных
аллелей
Независи
мое
наследова
ние
Дигибридн
ое
скрещиван
ие
13.10-19.10
октябрь
20.10-26.10
октябрь
http://www.licey.net/bi
o/genetics/glava3_0
http://www.licey.net/bi
o/genetics/glava3_0
http://www.licey.net/bi
o/genetics/glava3_0
27.10-02.11
ноябрь
т.13 Множественные аллели.
Наследственность,
сцепленная с полом
гемофилия
10.11-16.11
ноябрь
т.10 Взаимодействие генов.
Множественные аллели
17.11-23.11
ноябрь
http://www.licey.net/bi
o/genetics/glava4_0
24.11-30.11
ноябрь
http://www.licey.net/bi
o/genetics/glava4_0
http://www.licey.net/bi
o/genetics/glava4_0
т.2 Дигибридное
скрещивание т.15
Дигибридное скрещивание
13.
2.
14.
3.
15.
4.
16.
5.
17.
6.
18.
7.
19.
8.
5.
20.
1.
21.
2.
Задачи,
иллюстрир
ующие
закон
независим
ого
наследован
ия
Выяснение
генотипов
особей
Определен
ие
генотипа
организма
по
соотношен
ию
фенотипич
еских
классов в
потомстве
Определен
ие
вероятност
и
появления
потомства
с
анализируе
мыми
признакам
и
Выяснение
доминантн
ости или
рецессивн
ости
признаков
Независим
ое
наследован
ие при
неполном
доминиров
ании
Полигибри
дное
скрещиван
ие
Взаимоде
йствие
неаллельн
ых генов
Комплеме
нтарность
Полимерн
01.12-07.12
декабрь
08.12-14.12
Декабрь
15.12-21.12
декабрь
22.12-28.12
декабрь
13.01-19.01
январь
20.01-26.01
январь
27.01-02.02
февраль
http://www.licey.net/bi
o/genetics/glava5_0
03.02-09.02
Февраль
10.02-16.02
февраль
http://www.licey.net/bi
o/genetics/glava5_0
http://www.licey.net/bi
o/genetics/glava5_0
22.
3.
6.
23.
1.
24.
2.
25.
3.
26.
4.
27.
5.
28.
6.
7.
29.
1.
ое
действие
генов
Эпистаз
17.02-23.02
февраль
Сцепленн
ое
наследова
ние
Полное
сцепление
http://www.licey.net/bi
o/genetics/glava6_0
Определен
ие типов
гамет
Выяснение
генотипов
особей и
определен
ие
вероятност
и
рождения
потомства
с
анализируе
мыми
признакам
и
Неполное
сцепление
Составлен
ие схем
кроссингов
ера
Определен
ие типа
наследован
ия
(сцепленно
е или
независим
ое) и
расстояния
между
генами
Наследова
ние генов,
локализов
анных в
половых
хромосом
ах
Наследова
ние генов,
локализова
03.03-09.03
март
http://www.licey.net/bi
o/genetics/glava6_0
http://www.licey.net/bi
o/genetics/glava6_0
т.1. Сцепленное
наследование. Генетическая
рекомбинация при
сцеплении
24.02-02.03
март
10.03-16.03
март
04.04-10.04
апрель
11.04-17.04
Апрель
18.04-24.04
апрель
http://www.licey.net/bi
o/genetics/glava7_0
25.04-01.05
апрель
http://www.licey.net/bi
o/genetics/glava7_0
http://www.licey.net/bi
o/genetics/glava7_0
т.11 Доминантное и
рецессивное наследование у
человека. Генный баланс
пола
30.
2.
31.
3.
32.
4.
33.
5.
34.
6.
нных в Ххромосоме
Наследова
ние генов,
сцепленны
х с Yхромосомо
й
Кодомина
нтные
гены,
локализова
нные в Ххромосоме
Наследова
ние двух
признаков,
сцепленны
х с полом
Одновреме
нное
наследован
ие
признаков,
расположе
нных в
соматичес
ких и
половых
хромосома
х
Наследова
ние,
зависимое
от пола
02.05-08.05
май
09.05-15.05
май
т.19 Хромосомное
определение пола
т.18 Нерасхождение х –
хромосом. Мутации
т.13 Множественные аллели.
Наследственность,
сцепленная с полом
гемофилия
16.05-22.05
Май.
23.05-29.05
Май
23.05-29.05
Май
Учебно-методическое обеспечение курса
Таблицы
Общая биология. Генетика.
1. Сцепленное наследование. Генетическая рекомбинация при сцеплении
2. Дигибридное скрещивание (15). Строение ДНК
3. Мутационная изменчивость растений
4. Мутационная изменчивость животных
5. Моногибридное наследование
6. Генетический код. Гаметогенез
7. Выведение украинской степной белой свиньи
8. Индивидуальные наборы хромосом
9. Полиплоидия у растений
10. Взаимодействие генов. Множественные аллели
11. Доминантное и рецессивное наследование у человека. Генный баланс пола
12. Типы хромосом. Генетические и цитологические карты хромосом
13. Множественные аллели. Наследственность, сцепленная с полом гемофилия
14. Мутации дрезофиллы. Доминирование
15. Дигибридное скрещивание
16. Полиплоидия (9). Митоз
17. Генотип и среда. Полиплоидия
18. Нерасхождение х – хромосом. Мутации
19. Хромосомное определение пола