МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования администрации Нижнесергинского муниципального района
МАОУ СШ № 1 г. МИХАЙЛОВСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по выбору «Информатика»
для обучающихся 10-11 классов
Михайловск, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО,
ООП СОО на основе авторской программы «Информатика. 10-11 классы. Базовый и
углубленный уровни: примерная рабочая программа / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин»,
кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников
общеобразовательных учреждений для проведения в 2024 -2025 учебном году единого
государственного экзамена по информатике, спецификации контрольных измерительных
материалов для проведения в 2024-2025 году единого государственного экзамена по
информатике.
Цели и задачи курса
Цель курса «Информатика»: подготовка учащихся к сдаче единого государственного
экзамена по информатике и ИКТ.
Задачи курса
• познакомить учеников с видами и составом тестовых заданий ЕГЭ, с
кодификатором элементов содержания контрольных измерительных материалов (КИМ);
• научить работать с инструкциями по проведению экзамена и эффективно
распределять время на выполнение заданий;
• научить анализировать задачи демонстрационных версий ЕГЭ прошлых лет;
• научить рациональным приемам решения тестовых задач в формате ЕГЭ по
различным темам курса;
• предоставить ученикам набор задач для подготовки к ЕГЭ.
Количество часов в год: 10 класс – 34 часа, 11 класс – 34 часа. По 1 часу в неделю в
10 и 11 классах.
Содержание учебного курса «Информатика»
10 КЛАСС
Содержание учебного курса
Основные подходы к разработке
контрольно-измерительных
материалов ЕГЭ по информатике
(2 ч.)
Информация и ее кодирование
(4 ч.)
Характеристика видов деятельности
содержание экзаменационной работы;
распределение заданий экзаменационной работы
по содержательным разделам курса информатики
(спецификация КИМ ЕГЭ);
распределение заданий по использованию
специализированного программного обеспечения
(спецификация КИМ ЕГЭ);
распределение заданий по уровням сложности
(спецификация КИМ ЕГЭ);
требования к результатам освоения основной
образовательной программы среднего общего
образования, проверяемые заданиями
экзаменационной работы (кодификатор);
элементы содержания, проверяемые заданиями
экзаменационной работы (кодификатор);
методика выставления первичных баллов и
распределении заданий по разделам курса,
состав контрольно-измерительных материалов
(КИМ).
определение информационного объема
сообщения;
определение скорости передачи информации;
2
Моделирование и компьютерный
эксперимент (4 ч.)
Системы счисления (5 ч.)
Логика и алгоритмы (6 ч.)
Программирование (4 ч.)
Архитектура компьютеров и
компьютерных сетей (2 ч.)
Технология обработки
графической и мультимедийной
информации (2 ч.)
Теория игр (5)
равномерное и неравномерное кодирование;
разбор заданий из демонстрационного материала
КИМ.
представление результатов моделирования в
виде, удобном для восприятия человеком;
графическое представление данных (схемы,
таблицы, графики);
разбор заданий из демонстрационного материала
КИМ.
сравнение чисел, записанных в различных
позиционных системах счисления;
выполнение арифметических операций в
позиционных системах счисления;
разбор заданий из демонстрационного материала
КИМ.
построение логических выражений по заданным
таблицам истинности;
решение логических выражений;
определение результата выполнения алгоритма
при заданных исходных данных;
решение алгоритмических задач, связанных с
анализом графов (построение оптимального пути
между вершинами графа, определение количества
путей между вершинами графа);
разбор заданий из демонстрационного материала
КИМ.
чтение и понимание программы, написанных на
языке программирования высокого уровня;
применение операторов языка
программирования и основных алгоритмических
конструкций для решения экзаменационных задач;
применение алгоритмов обработки чисел и
числовых последовательностей, создание на их
основе несложных программ анализа данных;
определение возможных результатов работы
простейших алгоритмов управления исполнителями
и вычислительных алгоритмов;
разбор заданий из демонстрационного материала
КИМ.
использование инструментов поисковых систем.
разбор заданий из демонстрационного материала
КИМ.
определение объема графического и
сканированного документа;
разбор заданий из демонстрационного материала
КИМ.
анализ выигрышных ходов
3
11 КЛАСС
Содержание учебного курса
Основные подходы к разработке
контрольно-измерительных
материалов ЕГЭ по информатике
(2 ч.)
Информация и ее кодирование
(3 ч.)
Моделирование и компьютерный
эксперимент (2 ч.)
Системы счисления (2 ч.)
Логика и алгоритмы (4 ч.)
Характеристика видов деятельности
содержание экзаменационной работы;
распределение заданий экзаменационной работы
по содержательным разделам курса информатики
(спецификация КИМ ЕГЭ);
распределение заданий по использованию
специализированного программного обеспечения
(спецификация КИМ ЕГЭ);
распределение заданий по уровням сложности
(спецификация КИМ ЕГЭ);
требования к результатам освоения основной
образовательной программы среднего общего
образования, проверяемые заданиями
экзаменационной работы (кодификатор);
элементы содержания, проверяемые заданиями
экзаменационной работы (кодификатор);
методика выставления первичных баллов и
распределении заданий по разделам курса,
состав контрольно-измерительных материалов
(КИМ).
определение информационного объема
сообщения;
определение скорости передачи информации;
равномерное и неравномерное кодирование;
разбор заданий из демонстрационного материала
КИМ.
представление результатов моделирования в
виде, удобном для восприятия человеком;
графическое представление данных (схемы,
таблицы, графики);
разбор заданий из демонстрационного материала
КИМ.
сравнение чисел, записанных в различных
позиционных системах счисления;
выполнение арифметических операций в
позиционных системах счисления;
разбор заданий из демонстрационного материала
КИМ.
построение логических выражений по заданным
таблицам истинности;
решение логических выражений;
определение результата выполнения алгоритма
при заданных исходных данных;
решение алгоритмических задач, связанных с
анализом графов (построение оптимального пути
между вершинами графа, определение количества
путей между вершинами графа);
разбор заданий из демонстрационного материала
КИМ.
4
Элементы теории алгоритмов
(5 ч.)
Программирование (5 ч.)
Архитектура компьютеров и
компьютерных сетей (1 ч.)
Технология обработки
графической и мультимедийной
информации (1 ч.)
Технология обработки числовой
информации (2 ч.)
Технология поиска, хранения и
сортировки информации (2 ч.)
Теория игр (5)
преобразование буквенных кодов;
разбор заданий из демонстрационного материала
КИМ.
чтение и понимание программы, написанных на
языке программирования высокого уровня;
применение операторов языка
программирования и основных алгоритмических
конструкций для решения экзаменационных задач;
применение алгоритмов обработки чисел и
числовых последовательностей, создание на их
основе несложных программ анализа данных;
определение возможных результатов работы
простейших алгоритмов управления исполнителями
и вычислительных алгоритмов;
разбор заданий из демонстрационного материала
КИМ.
использование инструментов поисковых систем.
разбор заданий из демонстрационного материала
КИМ.
определение объема графического и
сканированного документа;
разбор заданий из демонстрационного материала
КИМ.
использование электронных таблиц для
выполнения заданий ЕГЭ из различных предметных
областей;
разбор заданий из демонстрационного материала
КИМ.
использование табличных (реляционных) баз
данных;
формирование поисковых запросов в базах
данных;
анализ результатов поисковых запросов;
выполнение сортировки данных;
анализ схемы в базе данных;
разбор заданий из демонстрационного материала
КИМ.
анализ выигрышных ходов
Планируемые результаты освоения учебного курса
К личностным результатам, на становление которых оказывает влияние изучение
курса информатики, относятся:
– ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив,
инициативность,
креативность,
готовность
и
способность
к
личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
5
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. На становление данной группы универсальных учебных действий традиционно
более всего ориентирован раздел курса «Алгоритмы и элементы программирования». А
именно, выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. На формирование, развитие и совершенствование группы познавательных
универсальных учебных действий более всего ориентированы такие тематические разделы
курса как «Информация и информационные процессы», «Современные технологии
создания и обработки информационных объектов», «Информационное моделирование»,
«Обработка информации в электронных таблицах», а также «Сетевые информационные
технологии» и «Основы социальной информатики».
6
При работе с соответствующими материалами курса выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия.
3. При изучении разделов «Информация и информационные процессы», «Сетевые
информационные технологии» и «Основы социальной информатики» происходит
становление ряда коммуникативных универсальных учебных действий.
А именно, выпускники научатся:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств.
К предметным результатам, на становление которых оказывает влияние изучение
курса информатики (базовый уровень), относятся:
сформированность представлений о роли информации и связанных с ней
процессов в окружающем мире;
владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости
формального описания алгоритмов;
владение умением понимать программы, написанные на выбранном для
изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
знанием основных конструкций программирования; умением анализировать
алгоритмы с использованием таблиц;
владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке
программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций
программирования и отладки таких программ;
использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной
специализации;
сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и
необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
о способах хранения и простейшей обработке данных;
понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;
владение компьютерными средствами представления и анализа данных;
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований
техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами
информатизации;
понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и
работы в Интернете.
7
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебного курса
Формы контроля при изучении курса «Информатика»
Основными формами проверки знаний, умений и навыков учащихся на уроках
являются:
1. Устный опрос;
2. Самостоятельная работа;
3. Практическая работа.
4. Зачет.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся:
Для контроля и учёта достижений учащихся в конце полугодия и учебного года
используются: зачет за первое полугодие, за год.
Формы проведения занятий
Курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим
решением заданий в формате ЕГЭ.
Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий по решению задач в
формате ЕГЭ. Перед разбором задач сначала предлагается краткая теория по
определенной теме и важные комментарии о том, на что в первую очередь нужно
обратить внимание, предлагается наиболее эффективный способ решения. В качестве
домашнего задания учащимся предлагается самостоятельное решение задач по мере
освоения тем курса.
Применяются технологии обучения: личностно-ориентированная, информационнокоммуникационная и здоровье-сберегающая.
Промежуточный контроль знаний осуществляется в форме зачета.
В качестве итогового контроля учащимся предлагается выполнить одну из
демонстрационных версий ЕГЭ прошлых лет.
Календарно-тематическое планирование учебного курса
10 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество
часов
2.
Основные подходы к разработке контрольноизмерительных материалов ЕГЭ по информатике
Информация и ее кодирование
3.
Моделирование и компьютерный эксперимент
4
4.
Системы счисления
5
5.
Логика и алгоритмы
6
6.
Программирование
4
7.
Архитектура компьютеров и компьютерных сетей
Технология обработки графической и мультимедийной
информации
Теория игр
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
34
1.
8.
9.
8
2
4
2
5
11 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество
часов
2.
Основные подходы к разработке контрольноизмерительных материалов ЕГЭ по информатике
Информация и ее кодирование
3.
Моделирование и компьютерный эксперимент
2
4.
Системы счисления
2
5.
Логика и алгоритмы
4
6.
Элементы теории алгоритмов
5
7.
Программирование
5
8.
1
10.
Архитектура компьютеров и компьютерных сетей
Технология обработки графической и мультимедийной
информации
Технология обработки числовой информации
11.
Технология поиска, хранения и сортировки информации
2
12.
Теория игр
5
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
34
1.
9.
2
3
1
2
Учебно-методическое обеспечение учебного курса
Материально-техническое оснащение
Реализация программы по предмету требует наличия компьютерного класса.
Оборудование компьютерного класса:
посадочные места по количеству учащихся с персональными компьютерами;
маркерная доска.
Технические средства обучения:
персональные компьютеры по количеству посадочных мест для обучающихся на
базе процессоров Intel (R) Core(TM) i3-3240 CPU@ 3.40 GHz, объем оперативной памяти 8
Гб, информационный объем жесткого диска 400 Гб; операционная система Windows 7
(профессиональная, 2009);
персональный компьютер учителя;
лазерный принтер;
видеопроектор.
9