МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования администрации Нижнесергинского муниципального района
МАОУ СШ № 1 г. МИХАЙЛОВСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по выбору
«Решение задач повышенной сложности по физике»
для обучающихся 10-11 классов
Михайловск, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса по выбору «Решение задач повышенной сложности по физике»
ориентирована на коммуникативный, исследовательский подход в обучении, в котором
прослеживаются следующие этапы субъектной деятельности учащихся и учителя:
совместное творчество учителя и учащихся по созданию физической проблемной ситуации
или деятельности по подбору цикла задач по изучаемой теме → анализ найденной
проблемной ситуации (задачи), четкое формулирование физической части проблемы
(задачи),
выдвижение гипотез,
разработка моделей (физических, математических),
прогнозирование результатов, развития во времени экспериментально наблюдаемых явлений
проверка и корректировка гипотез → нахождение решений проверка и анализ решений →
предложения по использованию полученных результатов для постановки и решения других
проблем (задач) по изучаемой теме, по ранее изученным темам курса физики, а также по
темам других предметов естественнонаучного цикла, оценка значения.
Целью данного курса является изучение и применение на практике методов решения
физических задач повышенной сложности. Решение физических задач – один из основных
методов обучения физике. С помощью решения задач обобщаются знания о конкурентных
объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируют
практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории, науки и техники,
формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость,
аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства,
формируются творческие способности.
Требования к уровню подготовки
Учащийся научится:
анализировать физическое явление;
проговаривать вслух решение;
анализировать полученный ответ;
классифицировать предложенную задачу;
составлять задачи повышенной сложности;
последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи повышенной
сложности;
выбирать рациональный способ решения задачи повышенной сложности;
решать комбинированные задачи повышенной сложности ;
владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим,
экспериментальным и т.д.;
владеть методами самоконтроля и самооценки
анализировать физическое явление;
классифицировать предложенную задачу по трем-четырем основаниям;
проговаривать вслух решение;
анализировать полученный ответ;
решать комбинированные задачи повышенной сложности;
владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим,
экспериментальным и т.д.;
владеть методами самоконтроля и самооценки.
работать с дополнительной литературой.
Для реализации целей и задач данного прикладного курса предполагается использовать
следующие формы занятий: практикумы по решению задач, самостоятельная работа
учащихся, консультации, выполнение работ в новом формате. На занятиях применяются
коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решения и обсуждения
решения задач повышенной сложности, подбор и составление задач на тему и т.д.
10-11 класс
МАОУ СШ №1 г. Михайловска
2
Перечень ключевых разделов с указанием количества часов, отводимых на них
10 класс. 34 часов
№
Тема занятия
п/п
1 Правила и приемы решения физических задач
2 Операции над векторными величинами
3 Равномерное движение
4 Закон сложения скоростей
5 Одномерное равнопеременное движение
6 Двухмерное равнопеременное движение
7 Динамика материальной точки
8 Движение материальной точки по окружности
9 Импульс. Закон сохранения импульса
10 Работа и энергия в механике
11 Статика и гидростатика
11 класс. 34 часа
№
Тема занятия
п/п
1 Основы молекулярно-кинетической теории
2 Основы термодинамики
3 Свойства паров, жидких и твердых тел
4 Электрическое поле
5 Законы постоянного тока
6 Электрический ток в различных средах
7 Электромагнитные колебания
8 Электромагнитные волны
Кол-во
часов
2
2
3
3
3
3
3
3
3
3
2
Кол-во
часов
4
4
4
5
5
4
5
3
Программа реализуется с использованием учебников
«Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение»,
составитель: В.А. Коровин, - «Дрофа», 2007 г.
Зорин Н. И. «Элективный курс «Методы решения физических задач повышенной
сложности»: 10-11 классы», М., ВАКО, 2007 г. (мастерская учителя).
Орлов В.А., Сауров Ю.А., Практика решения физических задач повышенной сложности.
10-11 классы, - «Вентана-Граф», 2010 г.
1.Балаш В. А. Задачи по физике и методы их решения. -М., Просвещение, 2003.
2.Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. Физика. 10—11 кл.: Сборник задач с
ответами и решениями. -М., Мнемозина, 2004.
3.Малинин А. Н. Сборник вопросов и задач по физике. 10—11 классы. - М., Просвещение,
2002.
4.Меледин Г. В. Физика в задачах: экзаменационные задачи с решениями. -М., Наука, 1985.
5.Ромашевич А. И. Физика. Механика. Учимся решать задачи. 10 класс. -М., Дрофа, 2007.
6.Степанова Г. Н. Сборник задач по физике: для 10-11 классов общеобразовательных
учреждений. - М., Просвещение, 2010.
7.Тарасов Л.В. Физика в природе.(Книга для учащихся). - Москва : Просвещение, 1997 г
8.Трофимова Т. И. Физика для школьников и абитуриентов. Теория. Решение задач.
Лексикон. - М., Образование, 2003.
9.Черноуцан А. И. Физика. Задачи с ответами и решениями. - М., Высшая школа, 2003.
Электронные учебные издания:
1.Решение задач по механике. Видеоуроки.NET. ООО КОМПЭДУ.- 2015.
2.Решение задач по молекулярной физике. Видеоуроки.NET. ООО КОМПЭДУ,- 2015
3.Решение задач по электродинамике. Видеоуроки.NET. ООО КОМПЭДУ,- 2015
4.Решение задач по основам МКТ, оптике и квантовой физике. Видеоуроки.NET. ООО
КОМПЭДУ,- 2015.
10-11 класс
МАОУ СШ №1 г. Михайловска
3
5.Минько Н. В. Физика: полный курс. 7-11 классы. Мультимедийный репетитор (+CD).СПб, 2009.
10-11 класс
МАОУ СШ №1 г. Михайловска
4