Родной русский язык 1-3

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по выбору
«Родной русский язык»
для 1-3 классов
начального общего образования

г. Михайловск 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса по выбору «Родной русский язык» для 1-3 классов
составлена на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 24.09.2022 г. № 317-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
− Приказа Министерства просвещения России от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»;
- Приказа Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования»;
- Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи" (далее - СП 2.4.3648-20).
Цели изучения учебного курса по выбору «Родной русский язык»
Целями изучения родного русского языка являются:
осознание русского языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей
русского народа; понимание значения родного языка для освоения и укрепления культуры
и традиций своего народа, осознание национального своеобразия русского языка;
формирование познавательного интереса к родному языку и желания его изучать, любви,
уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре;
овладение первоначальными представлениями о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства Российской Федерации, о месте русского языка
среди других языков народов России; воспитание уважительного отношения к культурам
и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
овладение первоначальными представлениями о национальной специфике
языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с
национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка
и русском речевом этикете; овладение выразительными средствами, свойственными
русскому языку;
совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц,
анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей
картины мира, отраженной в языке;
совершенствование умений работать с текстом,
осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к
речевому самосовершенствованию.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты
В результате изучения учебного курса «Родной русский язык» у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты при реализации основных
направлений воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через
изучение родного русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание
2

роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального
общения
народов
России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в
том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из
художественных
произведений;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения
и
правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский
опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и
чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том
числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и
самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной
информации
в
процессе
языкового
образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в
выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого
этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря
примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное
отношение к результатам возникающий при обсуждении примеров из художественных
произведений;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с
текстами; неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
первоначальные представления о
научной
картине
мира (в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих
целостной научной картины мира); познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе
познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность
в его познании.
Метапредметные результаты:
В результате изучения учебного курса по выбору «Родной русский язык» у обучающегося
будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
3

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения
языковых
единиц,
устанавливать
аналогии
языковых
единиц;
объединять
объекты
(языковые
единицы)
по
определённому
признаку;
определять
существенный
признак для классификации
языковых единиц;
классифицировать
языковые
единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного
учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с
языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе
языковых
единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым
материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта,
речевой
ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий
(на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное
лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное
задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения,
исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного
языкового
материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой
информации,
для
уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию
в
предложенном
источнике:
в
словарях,
справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в
Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о
происхождении слова, о синонимах слова); анализировать и создавать текстовую, видео,
графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной
задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации.
К концу обучения по курсу у обучающегося формируются
коммуникативные универсальные учебные действия.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к
собеседнику,
соблюдать
правила
ведения
диалоги
и
дискуссии;
признавать
возможность
существования
разных
точек
зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание
в
соответствии
с
поставленной
задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в
соответствии
с
речевой
ситуацией;
4

готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы,
о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия
в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной
работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно
разрешать
конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата; выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои
учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике,
использованию
языковых
единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым мате- риалом, находить
орфографическую
и
пунктуационную
ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно
оценивать их по предложенным критериям.
Предметные результаты освоения курса
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
— осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского языка;
— распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика,
связанная с особенностями мировосприятия и отношений между людьми; слова,
называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова,
называющие музыкальные инструменты);
— распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения;
наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества
и произведениях детской художественной литературы;
— использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического
значения слова;
—
понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений,
связанных с изученными темами; правильно употреблять их в современных ситуациях
речевого общения;
— понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру,
менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках изученных
тем); осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого
общения;
— соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного
языка (в рамках изученного);
— произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
— использовать учебный орфоэпический словарь для определения нормативного
произношения слова, вариантов произношения;
5

— выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно
соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
— проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
—
правильно употреблять отдельные формы множественного числа имён
существительных;
— выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки,
связанные с нарушением согласования имени существительного и имени
прилагательного в числе, роде, падеже;
— пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического
значения слова;
—
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного
написания слов;
— различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации;
— владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
—
использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение,
уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление;
— выражать мысли и чувства на родном языке в соответствии с ситуацией общения;
—
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
— анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать
главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты,
устанавливать логическую связь между фактами;
— проводить смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их
фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и
т. п.), определять языковые особенностей текстов;
— выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
— создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с
народными промыслами;
—
создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов
аргументации;
— оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления.
Содержание учебного курса
В содержании программы по классам выделяются три блока.
Первый блок — «Русский язык: прошлое и настоящее» - включает содержание,
обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов,
об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о
взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национальнокультурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах
русского и других народов России и мира.
Второй блок — «Язык в действии» — включает содержание, обеспечивающее
наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков
использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование
первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка,
развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского
литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок
ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм
современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие
ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех
сферах жизни.

6

Третий блок — «Секреты речи и текста» — связан с совершенствованием четырёх
видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков
младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в
речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним
из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие
умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты
разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности
Тематическое планирование учебного курса
Название
тематического
раздела
1 класс
Секреты речи и
текста

Кол-во
часов

Язык в действии

10

Русский язык:
прошлое и
настоящее

12

33
9

Содержание

Общение. Устная и письменная речь. Стандартные обороты речи
для участия в диалоге:
Как приветствовать взрослого и сверстника? Как вежливо
попросить?
Как похвалить товарища?
Как правильно отблагодарить? Этикетные формы обращения в
официальной и неофициальной речевой ситуации. Правила
корректного речевого поведения в ходе диалога; использование в
речи языковых средств для свободного выражения мыслей и
чувств адекватно ситуации общения. Секреты диалога: учимся
разговаривать друг с другом и со взрослыми. Имена в малых
жанрах фольклора. Цели и виды вопросов: вопрос-уточнение,
вопрос как запрос на новое содержание
Роль логического ударения. Звукопись в стихотворном
художественном тексте. Как нельзя произносить слова:
пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
произношении слов.
Смыслоразличительная
роль
ударения.
Наблюдение
за
сочетаемостью слов: пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в сочетаемости слов
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы
современного русского алфавита. Особенности оформления книг в
Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Значение
устаревших слов данной тематики. Русские пословицы и
поговорки, связанные с письменностью. Различные приёмы
слушания научно-познавательных и художественных текстов об
истории языка и культуре русского народа. Лексические единицы с
национально-культурной семантикой, обозначающие предметы
традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось
(изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.).
Значение устаревших слов указанной тематики. Русские
пословицы и поговорки, связанные с жилищем. Различные приёмы
слушания научно-познавательных и художественных текстов об
истории языка и культуре русского народа. Лексические единицы с
национально-культурной семантикой, обозначающие- предметы
традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались
в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.). Значение
устаревших слов указанной тематики. Русские пословицы и
поговорки, связанные с одеждой. Различные приёмы слушания
научно-познавательных и художественных текстов об истории
языка и культуре русского народа
7

Секреты речи и
текста

2

2 класс
Русский язык:
прошлое и
настоящее

34
15

Язык в действии

9

Секреты речи и
текста

10

3 класс

34

Наблюдение за текстами разной стилистической принадлежности.
Сопоставление текстов. Анализ информации прочитанного и
прослушанного текста: выделение в нём наиболее существенных
фактов
Что и как слова могут рассказать об одежде. Лексические единицы
с национально-культур- ной семантикой, обозначающие одежду.
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых
связано с предметами и явлениями традиционного русского быта:
одежда. Что и как слова могут рассказать о еде. Лексические
единицы с национально- культурной семантикой, обозначающие
предметы традиционного русского быта: русская кухня.
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых
связано с предметами и явлениями традиционного русского быта:
еда. Что и как могут рассказать слова о детских забавах.
Лексические единицы с национально-культурной семантикой,
обозначающие предметы традиционного русского быта: детские
забавы, игры и игрушки. Пословицы, поговорки, фразеологизмы,
возникновение которых связано с предметами и явлениями
традиционного русского быта: детские игры, забавы. Лексические
единицы с национально-культурной семантикой, обозначающие
предметы традиционного русского быта: домашняя утварь.
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых
связано с предметами и явлениями традиционного русского быта:
домашняя утварь. Лексические единицы с национальнокультурной семантикой, обозначающие предметы традиционного
русского быта: традиции русского чаепития. Пословицы,
поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с
предметами и явлениями традиционного русского быта: традиция
чаепития
Пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
произношении слов в речи. Смыслоразличительная роль ударения.
Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте.
Работа со словарём ударений.
Синонимы и антонимы
Происхождение пословиц и фразеологизмов. Разные способы
толкования значения слов. Наблюдение за изменением места
ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений.
Совершенствование навыков орфографического оформления
текста
Диалог. Приёмы общения. Особенности русского речевого этикета.
Устойчивые
этикетные
выражения
в
учебно-научной
коммуникации: формы обращения; использование обращений ты и
вы. Анализ информации прочитанного и прослушанного текста:
отличие главных фактов от второстепенных; выделение наиболее
существенных фактов; установление логической связи между
фактами. Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами
связи: лексический повтор, местоименный повтор. Создание
текстов- инструкций. Создание текстов- повествований: заметки о
посещении музеев; повествование об участии в народных
праздниках Устный ответ как жанр
монологической устной учебно-научной речи

8

Русский язык:
прошлое и
настоящее

15

Язык в действии

10

Секреты речи и
текста

9

Что и как слова могут рассказать об отношениях между людьми.
Лексические единицы с национально-культурной семантикой,
связанные с особенностями мировосприятия и отношений между
людьми, например: правда — ложь, друг — недруг, брат —
братство — побратим. Синонимы. Антонимы. Оттенки значений.
Слова с суффиксами оценки. Гнёзда слов с корнями -брат-, -друг-.
Жизнь слова (на примере слова дружина): что обозначало в разные
времена,
почему
сохранилось?
Пословицы,
поговорки,
фразеологизмы, в которых отражены особенности мировосприятия
и отношений между людьми. Что и как могут рассказать слова о
природе. Лексические единицы с национально-культурной
семантикой, называющие природные явления и растения,
например, образные названия ветра, дождя, снега; названия
растений. «Говорящие» слова: названия дождя, снега, ветра;
названия растений. Диалектные слова: почему одно явление
получает разные названия? Лексическая сочетаемость слов.
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых отражены
природные явления. Что и как могут рассказать слова о занятиях
людей и профессиях. Лексические единицы с национальнокультурной семантикой, называющие занятия людей, например:
плотник, столяр, врач, ямщик, извозчик, коробейник. Способы
толкования значения слова: с помощью родственных слов, с
помощью синонимов. Устаревшие слова. Жизнь слова: отражение
занятий людей в фамилиях, названиях улиц. Что и как могут
рассказать слова о занятиях людей. Лексические единицы с
национально-культурной семантикой, называющие музыкальные
инструменты, например: гудок, рожок, балалайка, гусли, гармонь.
«Говорящие» слова. Прямое и переносное значения слов.
Многозначные слова. Жизнь слова: изменение значения слова (на
примере слов гудеть, гармошка и т. п.). Названия старинных
русских городов, происхождение названий. История городов,
сохранившаяся в названиях улиц и площадей. Русские
традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения, например,
Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.:
уточнение значений, наблюдение за использованием в
произведениях фольклора и художественной литературы
Пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
произношении слов в речи. Многообразие суффиксов,
позволяющих выразить различные оттенки значения и различную
оценку, как специфическая особенность русского языка.
Специфика
грамматической
категории
рода
имён
существительных в русском языке. Существительные, имеющие
только форму единственного или только форму множественного
числа. Практическое овладение нормами употребления форм имён
существительных (родительный падеж множественного числа).
Практическое овладение нормами правильного и точного
употребления предлогов с пространственным значением,
образования предложно-падежных форм существительных
Особенности устного выступления. Создание текстов-рассуждений
с
использованием
различных
способов
аргументации.
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования
их содержания и формы. Создание текстов-повествований о
путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с
народными промыслами
9

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
1.Александрова О.М. и др. Русский родной язык. Учебник. 1 класс. Акционерное
общество «Издательство «Просвещение», 2023.
2.Александрова О.М. и др. Русский родной язык. Учебник. 2 класс. Акционерное
общество «Издательство «Просвещение», 2024.
3.Александрова О.М. и др. Русский родной язык. Учебник. 3 класс. Акционерное
общество «Издательство «Просвещение», 2022.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.Александрова О.М. и др. «Русский родной язык». 1 класс. Методическое пособие. М.:
«Просвещение», 2023.
2. Александрова О.М. и др. «Русский родной язык». 2 класс. Методическое пособие. М.:
«Просвещение», 2024.
3. Александрова О.М. и др. «Русский родной язык». 3 класс. Методическое пособие. М.:
«Просвещение», 2022.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://yandex.ru/
https://pedsovet.su/
https://multiurok.ru/
https://obrazovanie-gid.ru/
https://solncesvet.ru/

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».