РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по выбору
«Функциональная грамотность»
для обучающихся 3 в класса
г. Михайловск 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса для третьего класса «Функциональная грамотность»
составлена в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной
программы начального общего образования МАОУ СШ №1 г. Михайловска на основе
авторской программы курса «Функциональная грамотность» М. В. Буряк, С. А. Шейкиной
в рамках общеинтеллектуального направления.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая
грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их
содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для
активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное
понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для
осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического
образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области
экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний
и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у
обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в
реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью
научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.
Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые
вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность»
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: осознавать
себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых
проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
осознавать личную ответственность за свои поступки;
уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
2
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
проявлять познавательную и творческую инициативу;
принимать и сохранять учебную цель и задачу;
планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности
в речи;
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах работы в группе;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
способность различать тексты различных жанров и типов;
умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
способность проводить математические рассуждения;
способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
3
понимание и правильное использование финансовых терминов;
представление о семейных расходах и доходах;
умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
представление о различных видах семейных доходов;
представление о различных видах семейных расходов;
представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные
тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана
текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение
слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия): особенности
жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи,
виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни
государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные
доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы.
Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение
значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых
выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на
нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц,
решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение
таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
Формы организации занятий: кружок, игра, соревнование, турнир, практика, экскурсия.
Виды деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно –
ценностное общение, социальное творчество.
Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий
используются следующие показатели: результаты выполнения тестовых заданий, проверь
себя, повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему
миру, литературному чтению и другим предметам.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
№
1
2
3
Наименование разделов и тем
Блок «Читательская грамотность»
Блок «Естественно-научная
грамотность»
Блок «Финансовая грамотность»
Общее количество часов на изучение
8
9
8
4
4
Блок «Математическая грамотность»
Итого
9
34 часа
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
№
Тема
КолДата
Предмет
во
изучения
изучения
часов
I четверть. Блок «Читательская грамотность»
1
Про дождевого
1
Тип текста.
червяка
Содержание
научнопознавательного
текста
2
Дождевые
черви
1
3
Кальций
1
Формируемые умения
Определять тип текста;
дополнять предложение
словами из текста; –
определять
периоды
развития дождевого червя
на основе теста;
объяснять,
почему
дождевые черви – это
настоящие
сокровища,
живущие под землёй; –
определять на основе
теста способ питания
дождевых червей;
находить предложение,
соответствующее
рисунку;
выбирать утверждения,
соответствующие тексту;
составлять вопрос по
содержанию текста; –
называть дополнительные
вопросы,
ответов
на
которые нет в тексте.
Дождевые черви Называть
части
тела
дождевого червя;
объяснять, какую роль
играют щетинки в жизни
животного;
рассказывать,
чем
питается дождевой червь;
– объяснять, почему во
время дождя дождевые
черви
выползают
на
поверхность земли; –
наблюдать, как дождевые
черви
создают
плодородную почву;
заполнять
таблицухарактеристику
на
дождевого червя.
Содержание
Работать с кластером;
научноДополнять предложение
5
познавательного
текста
4
Полезный
кальций
1
Кальций
5
Сколько весит
облако?
1
Тип текста.
Главная мысль
текста.
Содержание
текста
словами из текста;
определять, что такое
минерал;
называть
стройматериалы,
содержащие кальций;
объяснять
значение
слова;
выбирать утверждения,
которые соответствуют
прочитанному тексту;
составлять предложения
по рисунку; – составлять
вопрос по содержанию
текста и записывать ответ
на составленный вопрос.
Заполнять таблицу;
дополнять предложение;
определять с помощью
опытов, что происходит с
костями и скорлупой
яйца, если из них удалить
кальций;
составлять
суточное
меню
с
молочными
продуктами;
дописывать
вывод
о
необходимости кальция
для организма.
Определять тип текста;
определять, что вынесено
в заглавие – тема или
главная мысль;
находить ответ на вопрос
в тексте;
объяснять значение
слова;
дополнять предложения;
выбирать вопросы, на
которые можно найти
ответы в тексте;
дополнять план текста;
рассказывать о
прочитанном
произведении; –
составлять вопрос по
содержанию текста и
записывать ответ на
составленный вопрос; –
определять название книг
с достоверными
сведениями.
6
6
Про облака
1
Облака
7
Хлеб – всему
голова
1
Тип текста.
Главная мысль
текста.
Содержание
текста
8
Про хлеб и
дрожжи
1
Дрожжи. Хлеб
С
помощью
опыта
показывать образование
облаков;
объяснять, почему облака
увеличиваются в размере;
называть
явления
природы;
называть виды облаков;
определять погоду по
облакам.
Определять тип текста;
определять, что вынесено
в заглавие – тема или
главная мысль;
записывать пословицы о
хлебе;
записывать предложение,
которое
соответствует
рисунку;
находить ответ на вопрос
в тексте;
объяснять
значение
слова;
рассказывать
о
прочитанном
произведении;
–
составлять вопрос по
содержанию текста и
записывать
ответ
на
составленный вопрос;
работать с толкованием
слова;
определять
порядок
следования предложений;
–
называть
хлебобулочные изделия.
Называть
внешние
признаки
сходства и
различия ржи и пшеницы;
описывать внешний вид
ржаного и пшеничного
хлеба;
определять
наличие
дырочек
в
хлебобулочных изделиях;
давать определение слову
«дрожжи»; – проводить
опыт,
показывающий
влияние температуры на
процесс брожения;
проводить
опыт,
показывающий влияние
7
сахара
на
процесс
брожения;
проводить
опыт,
доказывающий
образование углекислого
газа при брожении;
проводить
опыт,
доказывающий, что вкус
и качество хлеба зависят
от выдержки теста.
Итоги I четверти. План – 8ч. Факт II четверть. Блок «Естественно-научная грамотность»
9
Про мел
1
Главная мысль
текста.
Содержание
текста
10
Интересное
вещество - мел
1
Мел
11
Про мыло
1
Содержание
научнопознавательного
текста
Заполнять
кластер
о
происхождении мела;
составлять вопрос по
готовому ответу;
давать
определение
слова;
работать с толковым
словарём;
работать с толкованием
слова;
соединять
части
предложений
и
определять их порядок;
составлять план текста в
виде
вопросов;
–
составлять вопрос по
содержанию текста и
записывать
ответ
на
составленный вопрос.
Определять
внешние
признаки мела;
доказывать, что мел не
растворяется в воде;
называть, из чего состоит
мел;
доказывать,
что
мел
содержит
карбонат
кальция;
определять состав мела;
называть
области
применения мела.
Дополнять предложение;
давать
определение
слова;
работать с толковым
словарём;
соединять
части
предложений
и
определять их порядок;
находить
в
тексте
8
12
Чем интересно
мыло и как оно
«работает»
1
Мыло
13
История свечи
1
Содержание
научнопознавательного
текста
предложение,
которое
соответствует рисунку;
находить
в
тексте
предложение
по
заданному условию;
дополнять
текст
по
заданному условию; –
определять
даты
принятия гербов.
Называть виды мыла;
исследовать
мыло
в
сухом виде;
показывать,
что
при
намокании
мыла
появляется пена;
проводить
опыт,
доказывающий, что мыло
очищает воду от масла;
проводить
опыт,
доказывающий, что мыло
уменьшает
поверхностное натяжение
воды; – исследовать с
помощью лупы мыльные
пузыри; – доказывать, что
мыльные
пузыри
образуются из жидкого
мыла.
Давать
определение
слова;
записывать
ответ
на
поставленный вопрос;
определять слово по его
лексическому значению;
– называть вещества,
которые используют при
изготовлении свечей;
выбрать вопросы, на
которые можно найти
ответ в тексте;
составлять вопросы и
находить ответы в тексте;
–
соединять
части
предложений
и
определять их порядок;
заполнять кластер по
рисункам
на
основе
прочитанного текста;
называть
правила
безопасности
при
использовании свечей;
рассказывать
о
9
14
Про свечи
1
Свеча
15
Магнит
1
Содержание
научнопознавательного
текста
16
Волшебный
магнит
1
Магнит
Итоги II четверти. План – 8ч. Факт III четверть
17 Проверь себя
1
Материал,
изученный в
первом
полугодии
прочитанном
произведении; – отвечать
на поставленный вопрос.
Рассказывать о строении
свечи;
рассказывать о зонах
пламени свечи;
объяснять, почему гаснет
свеча;
объяснять, почему внутри
ёмкости
поднимается
вода;
объяснять,
почему
происходит
возгорание
дыма.
Давать
определение
слова;
дополнять предложение;
находить
ответ
на
поставленный вопрос;
объяснять
значение
словосочетания;
–
с
помощью
текста
находить отличия между
предметами;
называть предметы, о
которых говорится в
тексте; – рассказывать о
прочитанном
произведении.
Называть виды магнитов;
определять опытным
путём, какие предметы
притягивает магнит;
доказывать с помощью
опыта, что магнитная
сила действует через
стекло
и
другие
предметы; – показывать с
помощью опыта, что
магнит
может
намагничивать
металлические предметы;
рассказывать о том, что
магнит имеет два полюса;
Ориентироваться в
понятиях, изученных в
первом полугодии;
применять
полученные
знания в повседневной
10
жизни;
работать самостоятельно;
планировать и
корректировать свои
действия в соответствии с
поставленной учебной
задачей.
Блок «Финансовая грамотность»
18 Что такое
1
«Бюджет»
Федеральный
бюджет, уровни
бюджета,
дефицит,
профицит
19
Семейный
бюджет
1
Семейный
бюджет, доходы
и расходы
20
Откуда в семье
берутся
деньги?
Зарплата
1
Понятие
заработной
платы, виды
зарплаты
Понимать и правильно
использовать финансовые
термины:
«бюджет»,
«налоги»; «дефицит»,
«профицит»;
понимать,
из
каких
уровней
состоит
бюджетная
система
России;
объяснять,
откуда
берутся
деньги
в
госбюджете и куда они
расходуются;
выдвигать
свои
предположения и уметь
аргументировать
свой
ответ;
уметь слушать и слышать
собеседника.
Объяснять
значение
понятия
«семейный
бюджет»;
понимать, как в семье
появляются доходы;
делить
расходы
на
«обязательные»,
«желаемые и
«непредвиденные»;
заполнять кластер;
формулировать
высказывание в устной и
письменной
речи
на
заданную тему.
Понимать и правильно
использовать финансовые
термины: «заработная
плата», «фиксированная
зарплата», «аванс»,
«премия» и «гонорар»; –
анализировать данные,
представленные в виде
графика;
приводить примеры
11
21
Откуда в семье
берутся
деньги?
Пенсия и
социальные
пособия
1
Пенсия,
досрочная
пенсия, пособия
для разных
категорий
граждан
22
Откуда в семье
берутся
деньги?
Наследство,
вклад,
выигрыш
1
Наследство,
вклад, выигрыш
23
На что
тратятся
семейные
деньги? Виды
расходов
1
Классификация
расходов по
различным
основаниям
различных профессий; –
объяснять, отчего может
зависеть размер
заработной платы.
Понимать и правильно
использовать финансовые
термины:
«пенсия»,
«досрочная
пенсия»,
«пособие»;
на
доступном
для
третьеклассника уровне
определять основание для
назначения
досрочной
пенсии;
называть
пособия,
которые
получают
граждане нашей страны;
определять,
какие
пособия относятся
к
регулярным, а какие – к
эпизодическим.
Понимать и правильно
использовать финансовые
термины:
«случайный
доход»,
«выигрыш»,
«клад»,
«наследство»
и
«движимое и недвижимое
имущество»;
понимать, что выигрыш
облагается налогом; –
иметь представления о
налогах, которые человек
должен заплатить от
доходов, полученных в
виде выигрыша;
понимать, как должен
поступить
человек,
нашедший клад;
называть
предметы,
которые человек может
получить в наследство.
Понимать и правильно
использовать финансовые
термины: «обязательные
расходы»,
«желаемые
расходы»,
«непредвиденные
расходы»,
«текущие
расходы», «капитальные
расходы»,
«чрезвычайные расходы»,
12
24
На что
тратятся
семейные
деньги?
Обязательные
платежи
1
Виды
обязательных
платежей
25
Как
сэкономить
семейные
деньги?
1
Экономия
семейного
бюджета
Блок «Математическая грамотность»
26 Расходы и
1
доходы
бюджета
Сравнение
доходов и
расходов.
Дефицит и
профицит
«ежемесячные расходы»,
«ежегодные
расходы»,
«сезонные расходы»,
«разовые расходы»,
– определять, к какой
группе относятся те или
иные расходы.
Понимать и правильно
использовать финансовые
термины: «коммунальные
платежи», «тариф»,
«штрафы», «налоги»;
объяснять,
почему
обязательные
платежи
нужно платить вовремя;
на примере различных
ситуаций определять вид
обязательного платежа.
Понимать и правильно
использовать финансовые
термины:
«экономия
семейного бюджета»,
«продовольственные
товары»,
«непродовольственные
товары»;
формулировать простые
правила
экономии
семейного бюджета;
на
доступном
для
третьеклассника уровне
объяснять,
почему
необходимо
экономить
семейный бюджет.
Определять дефицитный
и профицитный бюджет;
– анализировать данные,
представленные
на
инфографике, и на основе
этих данных заполнять
таблицу;
выполнять вычисления по
таблице;
выполнять сложение и
вычитание многозначных
чисел;
составлять задачу по
предложенному
решению;
–
формулировать
вопрос
задачи.
13
Итоги III четверти. План – 10ч. Факт IV четверть.
27 Планируем
1
семейный
бюджет
28
Подсчитываем
семейный
доход
1
29
Пенсии и
пособия
1
Доходы и
расходы в
семейном
бюджете
анализировать
данные,
представленные
в
таблице, и по этим
данным
выполнять
необходимые
вычисления;
выполнять сложение и
вычитание многозначных
чисел, деление круглого
числа на однозначное; –
анализировать
данные
столбчатой диаграммы; –
выполнять
умножение
двузначного числа на
однозначное
путём
сложения
одинаковых
слагаемых;
выполнять
чертёж
к
задаче и записывать её
решение.
Семейный
Анализировать график и
доход в таблице, по
данным
графика
на диаграмме
заполнять таблицу;
выполнять
сложение
круглых многозначных
чисел;
находить с помощью
калькулятора
среднее
арифметическое;
сопоставлять таблицу и
круговую диаграмму; –
анализировать
данные
таблицы и на основе этих
данных
дополнять
недостающие подписи на
круговой диаграмме;
самостоятельно
составлять
круговую
диаграмму
Прожиточный
Анализировать данные,
минимум,
представленные
в
минимальная
таблице;
пенсия, пособия выполнять сложение и
вычитание многозначных
чисел;
анализировать
данные,
представленные в виде
гистограммы;
вычислять, на сколько
увеличилась пенсия за
14
Подсчитываем
случайные
(нерегулярные)
доходы
1
31- Подсчитываем
32 расходы
2
30
33
Подсчитываем
сэкономленные
деньги
1
34
Проверь себя
1
определённый период;
заполнять таблицу на
основе
текстового
материала;
подсчитывать
доход
семьи
от
детских
пособий.
Налог на
Определять,
с
какой
выигрыш, доход суммы и в каком размере
от выигрыша в
нужно платить налог с
лотерею
выигрыша;
подсчитывать, чему равен
реальный
доход
от
выигрыша в лотерею;
под
руководством
учителя
с
помощью
калькулятора
находить
процент от числа.
Обязательные и Анализировать
данные
непредвиденные инфографики;
расходы
находить
в
таблице
информацию,
необходимую
для
выполнения задания;
подсчитывать расходы на
питание и определять,
какую часть от семейного
дохода они составляют; –
подсчитывать,
какую
часть семья откладывает
на
непредвиденные
расходы.
Экономия
Под
руководством
семейного
учителя
решать
бюджета
составные задания на
нахождения количества
сэкономленных денег;
объяснять, что такое
«скидка в 25%»;
определять, на сколько
стал дешевле товар со
скидкой;
находить часть от числа.
Материал,
Ориентироваться
в
изученный во
понятиях, изученных во
втором
втором полугодии;
полугодии
применять
полученные
знания в повседневной
жизни;
работать самостоятельно;
планировать
и
корректировать
свои
15
действия в соответствии с
поставленной
учебной
задачей.
Итоги IV четверти. План – 8ч. Факт Итоги года. План – 34ч. Факт -
Учебно-методическое обеспечение курса
1.ТПО «Функциональная грамотность». 3 класс. Буряк М. В., Шейкина С. А. М.,
«Планета», 2024.
2.Диагностические работы по курсу «Функциональная грамотность». 3 класс. Буряк М. В.,
Мишина А. П., Шейкина С. А. М., «Планета», 2024.
3.Методическое пособие к курсу «Функциональная грамотность». 3 класс. Буряк М. В.,
Шейкина С. А. М., «Планета», 2024.
16