Функциональная грамотность 3 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по выбору
«Функциональная грамотность»
для обучающихся 3 в класса

г. Михайловск 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного курса для третьего класса «Функциональная грамотность»
составлена в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной
программы начального общего образования МАОУ СШ №1 г. Михайловска на основе
авторской программы курса «Функциональная грамотность» М. В. Буряк, С. А. Шейкиной
в рамках общеинтеллектуального направления.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая
грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их
содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для
активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное
понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для
осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического
образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области
экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний
и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у
обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в
реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью
научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.
Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые
вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность»
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
 овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: осознавать
себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых
проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
 сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
 осознавать личную ответственность за свои поступки;
 уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
 осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
2

 использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
 овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
 использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
 делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
 перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
 проявлять познавательную и творческую инициативу;
 принимать и сохранять учебную цель и задачу;
 планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
 контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
 уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
 оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
 адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности
в речи;
 доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
 слушать и понимать речь других;
 совместно договариваться о правилах работы в группе;
 учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
 способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
 способность различать тексты различных жанров и типов;
 умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
 умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
 умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
 способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
 способность проводить математические рассуждения;
 способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
 способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
3

 понимание и правильное использование финансовых терминов;
 представление о семейных расходах и доходах;
 умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
 представление о различных видах семейных доходов;
 представление о различных видах семейных расходов;
 представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
 способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
 способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные
тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана
текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение
слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия): особенности
жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи,
виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни
государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные
доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы.
Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение
значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых
выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на
нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц,
решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение
таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
Формы организации занятий: кружок, игра, соревнование, турнир, практика, экскурсия.
Виды деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно –
ценностное общение, социальное творчество.
Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий
используются следующие показатели: результаты выполнения тестовых заданий, проверь
себя, повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему
миру, литературному чтению и другим предметам.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
№
1
2
3

Наименование разделов и тем
Блок «Читательская грамотность»
Блок «Естественно-научная
грамотность»
Блок «Финансовая грамотность»

Общее количество часов на изучение
8
9
8

4

4

Блок «Математическая грамотность»
Итого

9
34 часа

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
№

Тема

КолДата
Предмет
во
изучения
изучения
часов
I четверть. Блок «Читательская грамотность»
1
Про дождевого
1
Тип текста.
червяка
Содержание
научнопознавательного
текста

2

Дождевые
черви

1

3

Кальций

1

Формируемые умения

Определять тип текста;
дополнять предложение
словами из текста; –
определять
периоды
развития дождевого червя
на основе теста;
объяснять,
почему
дождевые черви – это
настоящие
сокровища,
живущие под землёй; –
определять на основе
теста способ питания
дождевых червей;
находить предложение,
соответствующее
рисунку;
выбирать утверждения,
соответствующие тексту;
составлять вопрос по
содержанию текста; –
называть дополнительные
вопросы,
ответов
на
которые нет в тексте.
Дождевые черви Называть
части
тела
дождевого червя;
объяснять, какую роль
играют щетинки в жизни
животного;
рассказывать,
чем
питается дождевой червь;
– объяснять, почему во
время дождя дождевые
черви
выползают
на
поверхность земли; –
наблюдать, как дождевые
черви
создают
плодородную почву;
заполнять
таблицухарактеристику
на
дождевого червя.
Содержание
Работать с кластером;
научноДополнять предложение
5

познавательного
текста

4

Полезный
кальций

1

Кальций

5

Сколько весит
облако?

1

Тип текста.
Главная мысль
текста.
Содержание
текста

словами из текста;
определять, что такое
минерал;
называть
стройматериалы,
содержащие кальций;
объяснять
значение
слова;
выбирать утверждения,
которые соответствуют
прочитанному тексту;
составлять предложения
по рисунку; – составлять
вопрос по содержанию
текста и записывать ответ
на составленный вопрос.
Заполнять таблицу;
дополнять предложение;
определять с помощью
опытов, что происходит с
костями и скорлупой
яйца, если из них удалить
кальций;
составлять
суточное
меню
с
молочными
продуктами;
дописывать
вывод
о
необходимости кальция
для организма.
Определять тип текста;
определять, что вынесено
в заглавие – тема или
главная мысль;
находить ответ на вопрос
в тексте;
объяснять значение
слова;
дополнять предложения;
выбирать вопросы, на
которые можно найти
ответы в тексте;
дополнять план текста;
рассказывать о
прочитанном
произведении; –
составлять вопрос по
содержанию текста и
записывать ответ на
составленный вопрос; –
определять название книг
с достоверными
сведениями.
6

6

Про облака

1

Облака

7

Хлеб – всему
голова

1

Тип текста.
Главная мысль
текста.
Содержание
текста

8

Про хлеб и
дрожжи

1

Дрожжи. Хлеб

С
помощью
опыта
показывать образование
облаков;
объяснять, почему облака
увеличиваются в размере;
называть
явления
природы;
называть виды облаков;
определять погоду по
облакам.
Определять тип текста;
определять, что вынесено
в заглавие – тема или
главная мысль;
записывать пословицы о
хлебе;
записывать предложение,
которое
соответствует
рисунку;
находить ответ на вопрос
в тексте;
объяснять
значение
слова;
рассказывать
о
прочитанном
произведении;
–
составлять вопрос по
содержанию текста и
записывать
ответ
на
составленный вопрос;
работать с толкованием
слова;
определять
порядок
следования предложений;
–
называть
хлебобулочные изделия.
Называть
внешние
признаки
сходства и
различия ржи и пшеницы;
описывать внешний вид
ржаного и пшеничного
хлеба;
определять
наличие
дырочек
в
хлебобулочных изделиях;
давать определение слову
«дрожжи»; – проводить
опыт,
показывающий
влияние температуры на
процесс брожения;
проводить
опыт,
показывающий влияние
7

сахара
на
процесс
брожения;
проводить
опыт,
доказывающий
образование углекислого
газа при брожении;
проводить
опыт,
доказывающий, что вкус
и качество хлеба зависят
от выдержки теста.
Итоги I четверти. План – 8ч. Факт II четверть. Блок «Естественно-научная грамотность»
9
Про мел
1
Главная мысль
текста.
Содержание
текста

10

Интересное
вещество - мел

1

Мел

11

Про мыло

1

Содержание
научнопознавательного
текста

Заполнять
кластер
о
происхождении мела;
составлять вопрос по
готовому ответу;
давать
определение
слова;
работать с толковым
словарём;
работать с толкованием
слова;
соединять
части
предложений
и
определять их порядок;
составлять план текста в
виде
вопросов;
–
составлять вопрос по
содержанию текста и
записывать
ответ
на
составленный вопрос.
Определять
внешние
признаки мела;
доказывать, что мел не
растворяется в воде;
называть, из чего состоит
мел;
доказывать,
что
мел
содержит
карбонат
кальция;
определять состав мела;
называть
области
применения мела.
Дополнять предложение;
давать
определение
слова;
работать с толковым
словарём;
соединять
части
предложений
и
определять их порядок;
находить
в
тексте
8

12

Чем интересно
мыло и как оно
«работает»

1

Мыло

13

История свечи

1

Содержание
научнопознавательного
текста

предложение,
которое
соответствует рисунку;
находить
в
тексте
предложение
по
заданному условию;
дополнять
текст
по
заданному условию; –
определять
даты
принятия гербов.
Называть виды мыла;
исследовать
мыло
в
сухом виде;
показывать,
что
при
намокании
мыла
появляется пена;
проводить
опыт,
доказывающий, что мыло
очищает воду от масла;
проводить
опыт,
доказывающий, что мыло
уменьшает
поверхностное натяжение
воды; – исследовать с
помощью лупы мыльные
пузыри; – доказывать, что
мыльные
пузыри
образуются из жидкого
мыла.
Давать
определение
слова;
записывать
ответ
на
поставленный вопрос;
определять слово по его
лексическому значению;
– называть вещества,
которые используют при
изготовлении свечей;
выбрать вопросы, на
которые можно найти
ответ в тексте;
составлять вопросы и
находить ответы в тексте;
–
соединять
части
предложений
и
определять их порядок;
заполнять кластер по
рисункам
на
основе
прочитанного текста;
называть
правила
безопасности
при
использовании свечей;
рассказывать
о
9

14

Про свечи

1

Свеча

15

Магнит

1

Содержание
научнопознавательного
текста

16

Волшебный
магнит

1

Магнит

Итоги II четверти. План – 8ч. Факт III четверть
17 Проверь себя
1

Материал,
изученный в
первом
полугодии

прочитанном
произведении; – отвечать
на поставленный вопрос.
Рассказывать о строении
свечи;
рассказывать о зонах
пламени свечи;
объяснять, почему гаснет
свеча;
объяснять, почему внутри
ёмкости
поднимается
вода;
объяснять,
почему
происходит
возгорание
дыма.
Давать
определение
слова;
дополнять предложение;
находить
ответ
на
поставленный вопрос;
объяснять
значение
словосочетания;
–
с
помощью
текста
находить отличия между
предметами;
называть предметы, о
которых говорится в
тексте; – рассказывать о
прочитанном
произведении.
Называть виды магнитов;
определять опытным
путём, какие предметы
притягивает магнит;
доказывать с помощью
опыта, что магнитная
сила действует через
стекло
и
другие
предметы; – показывать с
помощью опыта, что
магнит
может
намагничивать
металлические предметы;
рассказывать о том, что
магнит имеет два полюса;
Ориентироваться в
понятиях, изученных в
первом полугодии;
применять
полученные
знания в повседневной
10

жизни;
работать самостоятельно;
планировать и
корректировать свои
действия в соответствии с
поставленной учебной
задачей.
Блок «Финансовая грамотность»
18 Что такое
1
«Бюджет»

Федеральный
бюджет, уровни
бюджета,
дефицит,
профицит

19

Семейный
бюджет

1

Семейный
бюджет, доходы
и расходы

20

Откуда в семье
берутся
деньги?
Зарплата

1

Понятие
заработной
платы, виды
зарплаты

Понимать и правильно
использовать финансовые
термины:
«бюджет»,
«налоги»; «дефицит»,
«профицит»;
понимать,
из
каких
уровней
состоит
бюджетная
система
России;
объяснять,
откуда
берутся
деньги
в
госбюджете и куда они
расходуются;
выдвигать
свои
предположения и уметь
аргументировать
свой
ответ;
уметь слушать и слышать
собеседника.
Объяснять
значение
понятия
«семейный
бюджет»;
понимать, как в семье
появляются доходы;
делить
расходы
на
«обязательные»,
«желаемые и
«непредвиденные»;
заполнять кластер;
формулировать
высказывание в устной и
письменной
речи
на
заданную тему.
Понимать и правильно
использовать финансовые
термины: «заработная
плата», «фиксированная
зарплата», «аванс»,
«премия» и «гонорар»; –
анализировать данные,
представленные в виде
графика;
приводить примеры
11

21

Откуда в семье
берутся
деньги?
Пенсия и
социальные
пособия

1

Пенсия,
досрочная
пенсия, пособия
для разных
категорий
граждан

22

Откуда в семье
берутся
деньги?
Наследство,
вклад,
выигрыш

1

Наследство,
вклад, выигрыш

23

На что
тратятся
семейные
деньги? Виды
расходов

1

Классификация
расходов по
различным
основаниям

различных профессий; –
объяснять, отчего может
зависеть размер
заработной платы.
Понимать и правильно
использовать финансовые
термины:
«пенсия»,
«досрочная
пенсия»,
«пособие»;
на
доступном
для
третьеклассника уровне
определять основание для
назначения
досрочной
пенсии;
называть
пособия,
которые
получают
граждане нашей страны;
определять,
какие
пособия относятся
к
регулярным, а какие – к
эпизодическим.
Понимать и правильно
использовать финансовые
термины:
«случайный
доход»,
«выигрыш»,
«клад»,
«наследство»
и
«движимое и недвижимое
имущество»;
понимать, что выигрыш
облагается налогом; –
иметь представления о
налогах, которые человек
должен заплатить от
доходов, полученных в
виде выигрыша;
понимать, как должен
поступить
человек,
нашедший клад;
называть
предметы,
которые человек может
получить в наследство.
Понимать и правильно
использовать финансовые
термины: «обязательные
расходы»,
«желаемые
расходы»,
«непредвиденные
расходы»,
«текущие
расходы», «капитальные
расходы»,
«чрезвычайные расходы»,
12

24

На что
тратятся
семейные
деньги?
Обязательные
платежи

1

Виды
обязательных
платежей

25

Как
сэкономить
семейные
деньги?

1

Экономия
семейного
бюджета

Блок «Математическая грамотность»
26 Расходы и
1
доходы
бюджета

Сравнение
доходов и
расходов.
Дефицит и
профицит

«ежемесячные расходы»,
«ежегодные
расходы»,
«сезонные расходы»,
«разовые расходы»,
– определять, к какой
группе относятся те или
иные расходы.
Понимать и правильно
использовать финансовые
термины: «коммунальные
платежи», «тариф»,
«штрафы», «налоги»;
объяснять,
почему
обязательные
платежи
нужно платить вовремя;
на примере различных
ситуаций определять вид
обязательного платежа.
Понимать и правильно
использовать финансовые
термины:
«экономия
семейного бюджета»,
«продовольственные
товары»,
«непродовольственные
товары»;
формулировать простые
правила
экономии
семейного бюджета;
на
доступном
для
третьеклассника уровне
объяснять,
почему
необходимо
экономить
семейный бюджет.
Определять дефицитный
и профицитный бюджет;
– анализировать данные,
представленные
на
инфографике, и на основе
этих данных заполнять
таблицу;
выполнять вычисления по
таблице;
выполнять сложение и
вычитание многозначных
чисел;
составлять задачу по
предложенному
решению;
–
формулировать
вопрос
задачи.
13

Итоги III четверти. План – 10ч. Факт IV четверть.
27 Планируем
1
семейный
бюджет

28

Подсчитываем
семейный
доход

1

29

Пенсии и
пособия

1

Доходы и
расходы в
семейном
бюджете

анализировать
данные,
представленные
в
таблице, и по этим
данным
выполнять
необходимые
вычисления;
выполнять сложение и
вычитание многозначных
чисел, деление круглого
числа на однозначное; –
анализировать
данные
столбчатой диаграммы; –
выполнять
умножение
двузначного числа на
однозначное
путём
сложения
одинаковых
слагаемых;
выполнять
чертёж
к
задаче и записывать её
решение.
Семейный
Анализировать график и
доход в таблице, по
данным
графика
на диаграмме
заполнять таблицу;
выполнять
сложение
круглых многозначных
чисел;
находить с помощью
калькулятора
среднее
арифметическое;
сопоставлять таблицу и
круговую диаграмму; –
анализировать
данные
таблицы и на основе этих
данных
дополнять
недостающие подписи на
круговой диаграмме;
самостоятельно
составлять
круговую
диаграмму
Прожиточный
Анализировать данные,
минимум,
представленные
в
минимальная
таблице;
пенсия, пособия выполнять сложение и
вычитание многозначных
чисел;
анализировать
данные,
представленные в виде
гистограммы;
вычислять, на сколько
увеличилась пенсия за
14

Подсчитываем
случайные
(нерегулярные)
доходы

1

31- Подсчитываем
32 расходы

2

30

33

Подсчитываем
сэкономленные
деньги

1

34

Проверь себя

1

определённый период;
заполнять таблицу на
основе
текстового
материала;
подсчитывать
доход
семьи
от
детских
пособий.
Налог на
Определять,
с
какой
выигрыш, доход суммы и в каком размере
от выигрыша в
нужно платить налог с
лотерею
выигрыша;
подсчитывать, чему равен
реальный
доход
от
выигрыша в лотерею;
под
руководством
учителя
с
помощью
калькулятора
находить
процент от числа.
Обязательные и Анализировать
данные
непредвиденные инфографики;
расходы
находить
в
таблице
информацию,
необходимую
для
выполнения задания;
подсчитывать расходы на
питание и определять,
какую часть от семейного
дохода они составляют; –
подсчитывать,
какую
часть семья откладывает
на
непредвиденные
расходы.
Экономия
Под
руководством
семейного
учителя
решать
бюджета
составные задания на
нахождения количества
сэкономленных денег;
объяснять, что такое
«скидка в 25%»;
определять, на сколько
стал дешевле товар со
скидкой;
находить часть от числа.
Материал,
Ориентироваться
в
изученный во
понятиях, изученных во
втором
втором полугодии;
полугодии
применять
полученные
знания в повседневной
жизни;
работать самостоятельно;
планировать
и
корректировать
свои
15

действия в соответствии с
поставленной
учебной
задачей.
Итоги IV четверти. План – 8ч. Факт Итоги года. План – 34ч. Факт -

Учебно-методическое обеспечение курса
1.ТПО «Функциональная грамотность». 3 класс. Буряк М. В., Шейкина С. А. М.,
«Планета», 2024.
2.Диагностические работы по курсу «Функциональная грамотность». 3 класс. Буряк М. В.,
Мишина А. П., Шейкина С. А. М., «Планета», 2024.
3.Методическое пособие к курсу «Функциональная грамотность». 3 класс. Буряк М. В.,
Шейкина С. А. М., «Планета», 2024.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».