РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного модуля по видам спорта «Легкая атлетика»
для обучающихся 2, 3 классов
Михайловск, 2025
Пояснительная записка
Модуль «Легкая атлетика» (далее – модуль по легкой атлетике, легкая атлетика) на уровне
начального общего образования разработан с учётом современных тенденций в системе
образования и использования спортивно-ориентированных форм, средств и методов
обучения по различным видам спорта.
Легкая атлетика дает возможность развивать все физические (двигательные) качества:
быстроту, выносливость, силу, гибкость, координацию, с учетом сенситивных периодов
развития детей. Занятия лёгкой атлетикой являются общедоступными благодаря
разнообразию видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми
можно заниматься практически повсеместно и в любое время года.
Виды легкой атлетики имеют большое оздоровительное, воспитательное и прикладное
значение, так как владение основами техники бега, прыжков и метаний является жизненно
необходимыми навыками каждого человека. Легкоатлетические дисциплины играют
важную роль в общефизической подготовке спортсменов практически во всех видах спорта.
Беговые виды легкой атлетики, как средство закаливания, оказывают положительное
влияние на иммунную систему организма человека, повышают выносливость и устойчивое
состояние организма к воздействию низких температур, простудным заболеваниям.
Целью изучения модуля «Легкая атлетика» является обучение основам
легкоатлетических дисциплин (бега, прыжков и метаний) как базовому жизненно
необходимому навыку, формирование у обучающихся общечеловеческой культуры и
социального самоопределения, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению
собственного здоровья, ведению здорового и безопасного образа жизни через занятия
физической культурой и спортом с использованием средств легкой атлетики.
Задачами изучения модуля «Легкая атлетика» являются: всестороннее гармоничное
развитие детей и подростков, увеличение объёма их двигательной активности;
укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся,
развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей их
организма, обеспечение культуры безопасного поведения средствами легкой атлетики;
формирование технических навыков бега, прыжков, метаний и умения применять их в
различных условиях;
формирование общих представлений о различных видах легкой атлетики, их возможностях
и значении в процессе укрепления здоровья, физическом развитии и физической подготовке
обучающихся; обучение основам техники бега, прыжков и метаний, безопасному
поведению на занятиях на стадионе (спортивной площадке), в легкоатлетическом манеже,
в спортивном зале, при проведении соревнований по кроссу и различным эстафетам,
отдыхе на природе, в критических ситуациях;
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта средствами
различных видов легкой атлетики с общеразвивающей и корригирующей
направленностью;
воспитание общей культуры развития личности обучающегося средствами легкой
атлетики, в том числе, для самореализации и самоопределения; развитие
положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к предмету
«Физическая культура», удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в
занятиях физической культурой и спортом средствами различных видов легкой атлетики;
популяризация легкой атлетики в общеобразовательных организациях, привлечение
обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям различными
видами легкой атлетики в школьные спортивные клубы, секции, к участию в
соревнованиях;
выявление, развитие и поддержка одаренных детей в области спорта.
Место и роль модуля «Легкая атлетика».
2
Модуль «Легкая атлетика» доступен для освоения всем обучающимся, независимо от
уровня их физического развития и особенностей пола и расширяет спектр физкультурноспортивных направлений в общеобразовательных организациях.
Изучение модуля по легкой атлетике поможет обучающимся в освоении содержательных
компонентов и модулей по гимнастике, самбо, плаванию, подвижным и спортивным играм,
а также в освоении программ в рамках внеурочной деятельности, дополнительного
образования, деятельности школьных спортивных клубов, подготовке обучающихся к
сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и
обороне» (ГТО) и участию в спортивных соревнованиях.
Модуль «Легкая атлетика» в образовательном учреждении реализуется в виде целостного
последовательного учебного модуля, изучаемого за счёт части учебного плана,
формируемой участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого
образовательной организацией, включающей, в частности, учебные модули по выбору
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Количество часов во 2, 3 классах– по 34 часа.
Содержание модуля «Легкая атлетика»
Знания о легкой атлетике.
Простейшие сведения из истории возникновения и развития легкой атлетики.
Виды легкой атлетики (бег, прыжки, метания, спортивная ходьба).
Простейшие правила проведения соревнований по легкой атлетике (бег, прыжки, метания).
Игры и развлечения при проведении занятий по легкой атлетике.
Словарь терминов и определений по легкой атлетике.
Общие сведения о размерах стадиона и легкоатлетического манежа.
Занятия легкой атлетикой (бегом) как средство укрепления здоровья, закаливания
организма человека и развития физических качеств.
Режим дня при занятиях легкой атлетикой.
Правила личной гигиены во время занятий легкой атлетикой.
Правила безопасного поведения при занятиях легкой атлетикой на стадионе, в
легкоатлетическом манеже (спортивном зале) и на местности.
Форма одежды для занятий различными видами легкой атлетики.
Способы самостоятельной деятельности.
Первые внешние признаки утомления во время занятий легкой атлетикой. Способы
самоконтроля за физической нагрузкой.
Правила личной гигиены, требования к спортивной одежде (легкоатлетической
экипировки) для занятий различными видами легкой атлетики.
Режим дня юного легкоатлета.
Выбор и подготовка места для занятий легкой атлетикой на стадионе, вне стадиона, в
легкоатлетическом манеже (спортивном зале).
Правила использования спортивного инвентаря для занятий различными видами легкой
атлетики.
Подбор и составление комплексов общеразвивающих, специальных и имитационных
упражнений для занятий различными видами легкой атлетики.
Организация и проведение подвижных игр с элементами бега, прыжков и метаний во время
активного отдыха и каникул.
Тестирование уровня физической подготовленности в беге, прыжках и метаниях.
Физическое совершенствование.
Общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения в различных видах легкой
атлетики.
Упражнения на развитие физических качеств, характерных для различных видов легкой
атлетики.
Подвижные игры с элементами различных видов легкой атлетики (на стадионе, в
легкоатлетическом манеже (спортивном зале): игры, включающие элемент соревнования и
3
не имеющие сюжета; игры сюжетного характера; командные игры; беговые эстафеты;
сочетание беговых и прыжковых дисциплин;
сочетание беговых видов и видов метаний;
сочетание прыжков и метаний; сочетание бега, прыжков и метаний.
Общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения для начального обучения
основам техники бега, прыжков и метаний.
Основы соревновательной деятельности в различных видах легкой атлетики, построенной
по принципу эстафет в различных видах легкой атлетики с сочетанием элементов бега,
прыжков и метаний.
Тестовые упражнения по оценке физической подготовленности в легкой атлетике. Участие
в соревновательной деятельности.
Планируемые результаты
Содержание модуля «Легкая атлетика» направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Личностные результаты
При изучении модуля «Легкая атлетика» на уровне начального общего образования у
обучающихся будут сформированы следующие личностные результаты:
проявление чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России через
достижения российских спортсменов через достижения отечественных легкоатлетов;
проявление уважительного отношения к сверстникам, культуры общения и взаимодействия
в достижении общих целей при совместной деятельности на принципах
доброжелательности и взаимопомощи;
проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства достижении поставленных
целей на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе;
проявление осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам в решении
проблем в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной
деятельности по легкой атлетике;
проявление готовности соблюдать правила индивидуального и коллективного безопасного
поведения в учебной, соревновательной, досуговой деятельности и чрезвычайных
ситуациях при занятии легкой атлетикой;
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных
ситуациях и условиях, способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности средствами легкой атлетики;
понимание установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты
При изучении модуля «Легкая атлетика» на уровне начального общего образования у
обучающихся будут сформированы следующие метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств и способов ее осуществления;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия, собственную
деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения, определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
умение характеризовать действия и поступки, давать им анализ и объективную оценку на
основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
понимание причин успеха или неуспеха учебной деятельности и способность
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении
функций в учебной, игровой и соревновательной деятельности, оценка собственного
4
поведения и поведения окружающих; обеспечение защиты и сохранности природы во время
активного отдыха и занятий физической культурой;
способность организации самостоятельной деятельности с учетом требований ее
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий видами
легкой атлетики;
способность выделять и обосновывать эстетические признаки в физических упражнениях,
двигательных действиях, оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с
эталонными образцами;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные результаты
При изучении модуля «Легкая атлетика» на уровне начального общего образования у
обучающихся будут сформированы следующие предметные результаты:
понимание роли и значении занятий легкой атлетикой для укрепления здоровья,
закаливания и развития физических качеств;
сформированность знаний по истории возникновения и развития легкой атлетики;
сформированность представлений о различных видах бега, прыжков и метаний, их сходстве
и различиях, простейших правилах проведения соревнований по легкой атлетикой;
сформированность навыков: безопасного поведения во время тренировок и соревнований
по легкой атлетике и в повседневной жизни, личной гигиены при занятиях легкой
атлетикой;
умение составлять и выполнять самостоятельно простейшие комплексы общеразвивающих,
специальных и имитационных упражнений для занятий различными видами легкой
атлетики; способность выполнять технические элементы легкоатлетических упражнений
(бег, прыжки, метания);
умение организовывать и проводить подвижные игры, эстафеты с элементами легкой
атлетики во время активного отдыха и каникул;
умение определять внешние признаки утомления во время занятий легкой атлетикой,
особенно в беговых видах;
способность выполнять тестовые упражнения по физической подготовленности в беге,
прыжках и метаниях.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№
занятия
Тема урока
Кол-во часов
Дата
План.
1
2
3
4
Виды легкой
атлетики. Техника
безопасности на занятиях
Бег на короткие
дистанции
Бег на короткие
дистанции.
Силовые упражнения для
мышц спины и коленного
сустава
Бег по пересеченной
местности до 6 мин.
Полоса препятствий.
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Факт.
1
https://resh.edu.ru/subject/9/3/
1
https://resh.edu.ru/subject/9/3/
1
https://resh.edu.ru/subject/9/3/
1
https://resh.edu.ru/subject/9/3/
5
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Круговая тренировка.
Игра
«Двенадцать палочек»
Обучение основам
техники прыжка в высоту
способом
«перешагивание» с 3-5
шагов разбега.
Бег с преодолением
препятствий
Отработка техники
прыжка в высоту
способом
«перешагивание»
с 3-5 шагов разбега.
Бег с преодолением
препятствий
Прыжки, многоскоки
Итоги 1 четверти:
Прыжки, многоскоки
Строевые команды и
упражнения. Эстафеты
Прыжок в длину с разбега,
техника прыжка
Прыжки в длину с разбега
6-8 шагов
Прыжки в длину с разбега.
Тест
Бег по разметкам
(кружочкам, поперечным
линиям, нанесенным на
пол) по прямой линии.
Встречная эстафета.
Полоса препятствий.
Игра «Кто дальше».
ОФП – подвижные игры
Итоги 2 четверти:
Подвижные игры на
развитие скоростных
качеств
Техника метания мяча
Техника метания мяча
Метание теннисного мяча
в цель
Броски набивного мяча
Освоение правил
и техники выполнения
норматива комплекса
ГТО. Прыжок в длину с
места толчком двумя
ногами
1
1
https://resh.edu.ru/subject/9/3/
1
1
8 ч.
1
1
https://resh.edu.ru/subject/9/3/
1
https://resh.edu.ru/subject/9/3/
https://resh.edu.ru/subject/9/3/
1
1
https://resh.edu.ru/subject/9/3/
1
https://resh.edu.ru/subject/9/3/
1
1
8 ч.
1
https://resh.edu.ru/subject/9/3/
1
1
1
https://resh.edu.ru/subject/9/3/
1
1
https://resh.edu.ru/subject/9/3/
https://resh.edu.ru/subject/9/3/
6
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Прыжок в длину с
места толчком двумя
ногами
Специальные беговые
упражнения
Челночный бег 3 х 10м и
6 х 10 м
Повторный бег 2х60 м.
Равномерный бег
1000-1200 м
Итоги 3 четверти:
Освоение правил
и техники выполнения
норматива комплекса
ГТО. Кросс на 1 км
Освоение правил
и техники выполнения
норматива комплекса
ГТО. Бег на 1000 м
Подвижные игры
с элементами спортивных
игр: парашютисты,
стрелки
Бег на развитие скоростносиловых качеств
Подвижные игры на
развитие скоростных
качеств
Тестирование физических
способностей
Участие в школьных
соревнованиях
Итоги 4 четверти:
Итоги учебного года:
1
1
https://resh.edu.ru/subject/9/3/
1
https://resh.edu.ru/subject/9/3/
1
1
11 ч.
1
https://resh.edu.ru/subject/9/3/
1
1
https://resh.edu.ru/subject/9/3/
1
1
https://resh.edu.ru/subject/9/3/
1
https://resh.edu.ru/subject/9/3/
1
7 ч.
34 ч.
7
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№
Тема урока
занятия
Кол-во часов
Дата
План.
Факт.
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
1
Виды легкой атлетики.
Техника безопасности на
занятиях
1
https://resh.edu.ru/subject/9/3/
2
Режим дня. Бег на развитие
выносливости
Виды физических
упражнений.
Подвижные игры на
развитие
быстроты
Подвижные игры с
предметами
Дозировка физических
нагрузок. Прыжки со
скакалкой
Составление
индивидуального
графика занятий по
развитию
физических качеств. Бег на
развитие выносливости
Техника бега на короткие
дистанции
Прыжки, многоскоки
1
https://resh.edu.ru/subject/9/3/
1
https://resh.edu.ru/subject/9/3/
Итоги 1 четверти:
Строевые команды и
упражнения. Эстафеты
Прыжок в длину с разбега,
техника прыжка
Прыжки в длину с разбега
6-8 шагов
Прыжки в длину с разбега
6-8 шагов
Прыжки в длину с разбега.
Тест
Освоение правил и техники
прыжка в высоту
Прыжки в длину с места
толчком двумя ногами
Освоение правил и техники
выполнения норматива
комплекса ГТО.
8 ч.
1
https://resh.edu.ru/subject/9/3/
1
https://resh.edu.ru/subject/9/3/
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
1
1
https://resh.edu.ru/subject/9/3/
1
https://resh.edu.ru/subject/9/3/
1
https://resh.edu.ru/subject/9/3/
1
1
1
1
https://resh.edu.ru/subject/9/3/
1
https://resh.edu.ru/subject/9/3/
1
https://resh.edu.ru/subject/9/3/
1
8
Прыжок в длину с места
толчком двумя ногами
Итоги 2 четверти:
Эстафеты с предметами
8 ч.
1
https://resh.edu.ru/subject/9/3/
Подвижные игры на
развитие
скоростных качеств
Освоение техники метания
мяча
Метание мяча в цель
1
https://resh.edu.ru/subject/9/3/
1
https://resh.edu.ru/subject/9/3/
1
22
Освоение правил и техники
выполнения норматива
комплекса ГТО. Метание
теннисного мяча в цель
Броски набивного мяча
23
Прыжки через скакалку
1
24
Челночный бег
1
https://resh.edu.ru/subject/9/3/
25
Освоение правил и техники
выполнения норматива
комплекса ГТО. Челночный
бег 3х10 м
Бег с ускорением на
короткую дистанцию
Освоение правил и техники
выполнения норматива
комплекса ГТО. Бег на 30 м
Итоги 3 четверти:
Освоение правил и техники
выполнения норматива
комплекса ГТО.
Кросс на 1 км
Освоение правил и техники
выполнения норматива
комплекса ГТО.
Бег на 1000 м
Подвижные игры с
элементами спортивных
игр: парашютисты,
стрелки
Бег на развитие скоростносиловых качеств
Подвижные игры на
развитие скоростных
качеств
Тестирование физических
способностей
1
https://resh.edu.ru/subject/9/3/
17
18
19
20
21
26
27
28
29
30
31
32
33
1
1
https://resh.edu.ru/subject/9/3/
1
1
https://resh.edu.ru/subject/9/3/
11 ч.
1
https://resh.edu.ru/subject/9/3/
1
https://resh.edu.ru/subject/9/3/
1
https://resh.edu.ru/subject/9/3/
1
1
https://resh.edu.ru/subject/9/3/
1
https://resh.edu.ru/subject/9/3/
9
Участие в школьных
соревнованиях
Итоги 4 четверти:
Итоги учебного года:
*Модуль безотметочный.
34
1
7 ч.
34 ч.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
1.Физическая культура. 1 класс. Матвеев А. П. Издательство «Просвещение», 2023.
2. Физическая культура. 2 класс. Матвеев А. П. Издательство «Просвещение», 2024.
3. Физическая культура. 3 класс. Матвеев А. П. Издательство «Просвещение», 2025.
4. Физическая культура. 4 класс. Матвеев А. П. Издательство «Просвещение».
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
1.«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»: http://school-collektion.edu/ru
2. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов»: http://fcior.edu.ru,
http://eor.edu.ru
3.Методические ресурсы для учителей, обучающие, тренировочные, развивающие,
контрольно-измерительные ресурсы по всем предметам для обучающихся: https://uchi.ru/
4. Методические ресурсы для уроков по всем предметам в начальной школе
https://infourok.ru/
5.Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
6.Яндекс.Учебник: https://education.yandex.ru
7.Издательство «Просвещение» / Начальная школа: http://1-4.prosv.ru/
8.ЯКласс / цифровой образовательный ресурс для школ: https://www.yaklass.ru/
9. Я иду на урок начальной школы: http://nsc.1september.ru/urok
10.Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php
11.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
10