РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ НОО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ НОО
МАОУ СШ № 1 г. Михайловска

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания муниципального авто нм н ого общеобразовательного
учреждения «Средняя школа № 1 г. Михайловска» (далее - Программа) разработана в соответствии
с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания», утвержденной 02.06.2020
года на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию с
Федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) общего
образования, Приказом «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные
образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»
(Минпросвещения России, 2020, №172)
Рабочая программа воспитания является обязательной частью Основной образовательной
программы начального общего образования МАОУ СШ № 1 г. Михайловска.
Программа направлена на решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в
социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
Одним из результатов реализации Программы станет приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском
обществе. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися начальной школы
личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской
идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально значимой деятельности.
Программа воспитания показывает, каким образом педагогические работники (учитель,
классный руководитель, заместитель директора, педагог дополнительного образования, тьютор и
т.п.) могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с обучающимися деятельности и
тем самым сделать школу воспитывающей организацией.
В центре Программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными
образовательными стандартами (далее - ФГОС) общего образования находится личностное
развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития
России и мира.
Программа воспитания — это не перечень обязательных для школы мероприятий, а
описание системы возможных форм и методов работы с обучающимися.
Программа воспитания МАОУ СШ № 1 г. Михайловска включает четыре основных раздела:
1.
Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса», в
котором кратко описана специфика деятельности школы в сфере воспитания: информация о
специфике расположения школы, особенностях ее социального окружения, источниках
положительного или отрицательного влияния на обучающихся, значимых партнерах школы,
особенностях контингента обучающихся, оригинальных воспитательных находках школы, а также
важных для школы принципах и традициях воспитания.
2.
Раздел «Цель и задачи воспитания», где на основе базовых общественных
ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для
достижения цели.
3.
Раздел «Виды, формы и содержание деятельности», в котором школа показывает,
каким образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания. Данный
раздел состоит из нескольких инвариантных и вариативных модулей, каждый из которых
ориентирован на одну из поставленных школой задач воспитания и соответствует одному из
направлений воспитательной работы школы.
Инвариантными модулями здесь являются: «Школьный урок», «Классное руководство»,
«Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования» «Работа с родителями»,
«Профориентация».
«Вариативные модули: «Ключевые общешкольные дела», «Экскурсии, походы»,
Модули в Программе воспитания располагаются в соответствии с их значимостью в системе
воспитательной работы школы. Деятельность педагогических работников МАОУ СШ № 1 г.
Михайловска в рамках комплекса модулей направлена на достижение результатов освоения
Основной образовательной программы начального и основного общего образования.
4. Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы», в котором
показано, каким образом в школе осуществляется самоанализ организуемой в ней воспитательной

работы. Здесь приводится перечень основных направлений самоанализа, который дополнен
указанием на его критерии и способы его осуществления.
К Программе воспитания прилагается ежегодный календарный план воспитательной
работы.
Программа воспитания не является инструментом воспитания: обучающегося воспитывает
не документ, а педагогический работник - своими действиями, словами, отношениями. Программа
позволяет педагогическим работникам МАОУ СШ № 1 г. Михайловска скоординировать свои
усилия, направленные на воспитание младших и старших школьников.
1. ОСОБЕННОСТИ
ПРОЦЕССА

ОРГАНИЗУЕМОГО

В

ШКОЛЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО

Специфика расположения школы. Здание МАОУ СШ № 1 г. Михайловска находится по адресу
ул. Кирова д. 57.
Природно - климатические особенности нашей местности характеризуется как умеренноконтинентальные. Зима умеренно морозная, снежная, с устойчивым снежным покровом, что
позволяет уделять большое внимание зимним видам спорта. Лето - теплое, умеренно влажное, с
преобладанием переменной облачной погоды. Летние месяцы позволяют организовывать летние
лагеря с дневным пребыванием детей.
Территориальные особенности. Образовательное учреждение располагается в городе с
населением менее 50 тыс. человеку. Микрорайон школы - часть города, где большую часть
занимает частный сектор. В районе школы находятся детский сад, центр детского творчества,
каток и тд.
Рассмотрев социальный статус населения микрорайона, можно сделать вывод о его
неоднородности: большинство населения - люди среднего возраста, существует
полинациональность (татары, башкиры, армяне, азербайджанцы, таджики и др., - 1/2 родителей),
Большой процент населения рабочих профессий (61% - рабочие, 4,5% - ИТР, 3,1% предприниматели, 2,4% - военнослужащие, 12% - интеллигенция 2,8% - др. категории, 14,2% безработные). В социальном заказе родители ставят на первое место план обеспечение социальной
адаптации, развитие индивидуальных способностей, профессиональное самоопределение.
В школу без ограничений принимаются дети, проживающие в микрорайоне, за которым
школа закреплена Учредителем. Дети, проживающие вне микрорайона школы, принимаются при
наличии свободных мест.
Транспортные подъезды к школе удобны и доступны для безопасного перемещения
учащихся, живущих в других микрорайонах города.
В школе созданы все необходимые условия для обучения и воспитания детей любой
категории: в соответствии с требованиями ФГОС обустроены и оснащены современным
оборудованием учебные кабинеты, обеспечены компьютерной техникой и доступом в интернет
через подключение Wi-Fi., спортзал, малый спортивный зал, спортивная площадка. Необходимые
меры доступности и безопасности обеспечены в соответствии с нормативными требованиями.
Особенности социального окружения. Так как школа расположена в маленьком городке, то
в шаговой доступности от нее расположены организации, полезные для проведения
экскурсионных мероприятий с обучающимися: городской краеведческий музей, центральная
библиотека, детская библиотека и др.
Значимые партнеры школы. Это подрядные организации, которые на договорной основе
обеспечивают охрану и антитеррористическую защищенность здания школы, содержание и
жизнедеятельность здания, питание в школьной столовой. Шефскую помощь оказывает ОО
«Уральская фольга». Школа всегда находится в тесном контакте с «Молодежным центром»,
Нижнесергинским многопрофильным техникумом, МЧС, Молодежным советом при
администрации города, природным парком «Оленьи ручьи», школой искусств, ДК и другими.
Особенности контингента учащихся. В 1 - 11 классах школы обучается до 700 обучающихся
в зависимости от ежегодного набора первоклассников. Состав обучающихся школы неоднороден и
различается:
по учебным возможностям, которые зависят от общего развития ребёнка и его уровня
подготовки к обучению в школе. Основными проблемами в развитии являются нарушения речи,
задержка психического развития, есть дети с нарушениями аутистического спектра, опорно-

двигательного аппарата, умственной отсталостью, слабовидящие. Имеются обучающиеся на
домашнем обучении. Наряду с Основной образовательной программой НОО, ООО, СОО в школе
реализуются адаптированные основные общеобразовательные программы различных нозологий.
Кроме того, ежегодно разрабатываются рабочие программы по курсам внеурочной деятельности,
функционируют группы обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам;
по социальному статусу, который зависит от общего благополучия семьи или уровня
воспитательного ресурса отдельных родителей присутствуют обучающиеся с неблагополучием, с
дивиантным поведением.
по национальной принадлежности, которая определяется многонациональностью
жителей микрорайона школы. Среди учащихся большой процент детей разных национальностей.
по тендерному составу, мальчиков больше, чем девочек.
Источники положительного или отрицательного влияния на детей. Команда
администрации - квалифицированные, имеющие достаточно большой управленческий опыт
руководители, в педагогическом составе - одинаковое соотношение стажистов с большим опытом
педагогической практики и молодых педагогов с достаточно высоким уровнем творческой
активности и профессиональной инициативы. Педагоги - основной источник положительного
влияния на детей, грамотно организуют образовательный процесс, о чем свидетельствуют
позитивная динамика результатов деятельности по качеству обеспечиваемого образования МАОУ
СШ №1 г. Михайловска.
Основные отрицательные источники влияния на детей - социальные сети, компьютерные
игры, а также отдельные родители с низким воспитательным ресурсом, неспособные грамотно
управлять развитием и организацией досуга своего ребёнка.
Оригинальные воспитательные находки школы.
1) Воспитательные системы класса, разработанные классными руководителями на основе
системы персональных поручений, целенаправленных воспитательных мероприятий и оценочных
инструментов;
2)
Модель сотрудничества с родителями обучающихся, построенная на установлении
конструктивных отношений и целенаправленной организации совместной деятельности по
развитию школьного уклада;
3)
Практический день как форма организации целенаправленной системной работы по
развитию проектной деятельности школьников, позволяет интегрировать содержание урочной и
внеурочной деятельности;
4) Обеспечение 100%-ного охвата внеурочной деятельностью всех категорий
обучающихся за счет профессионального ресурса педагогов школы с привлечением педагогов
дополнительного образования;
5)
Модель управления результатами образования на основе системы распределения
профессиональных поручений с учетом свободного выбора, обеспечивающая повышение уровня
персональной ответственности каждого педагога за качество выполненной работы.
Принципы взаимодействия педагогов, школьников и их родителей, на которых основывается
процесс воспитания в МАОУ СШ № 1 г. Михайловска:
 неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при
нахождении в образовательной организации;
 ориентир на создание в школе психологически комфортной среды для каждого ребенка
и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников, педагогов и
родителей;
 реализация процесса воспитания через создание в школе детско-взрослых общностей,
которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу при активном привлечении
родителей учащихся;
 организация основных совместных дел школьников, педагогов и родителей как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
 системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Основные традиции воспитания в МАОУ СШ № 1 г. Михайловска

стержень годового цикла воспитательной работы школы - ключевые общешкольные

дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;

важная составляющая каждого ключевого дела и большинства совместных дел
педагогов и школьников - коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ их результатов;

условия в школе создаются для обеспечения по мере взросления ребёнка его растущей
роли в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);

отсутствие соревновательности между классами в проведении общешкольных дел,
поощрение конструктивного межклассного и межвозрастного взаимодействия школьников, их
социальной активности;

педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных
классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них
доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;

ключевая фигура воспитания в школе - классный руководитель, реализующий по
отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в
разрешении конфликтов) функции.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный идеал личности, воспитанной в школе, – это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу
Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников,
современный национальный идеал
личности, воспитанной в
новой российской
общеобразовательной школе, - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин
России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за
настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского
народа.
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего
образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения
школьниками социально значимых знаний - знаний основных норм и традиций того общества, в
котором они живут.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего
общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье,
человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации –
личностное развитие школьников, проявляющееся:
1
в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих
ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2
в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в
развитии их социально значимых отношений);
3
в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта
осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка
единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим
важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему
саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в
достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие уровням
начального общего образования:
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего
образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения
школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в
котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного
возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе

школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам
и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и
воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет
базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта
осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте.
Кнаиболее важным из них относятся следующие:

быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную
для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;

быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных
занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою
страну;

беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе;
подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);

проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные
вопросы, не прибегая к силе;

стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по
мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с
ограниченными возможностями здоровья;

быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то
непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать
своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности
следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его
вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
Задачи воспитания:
1)
использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать
использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
2)
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
3)
реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в
школьном сообществе;
4)
вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их
воспитательные возможности;
5)
организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
6)
организовывать для школьников экскурсии, походы и реализовывать их
воспитательный потенциал;
7)
организовывать профориентационную работу со школьниками.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих
направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем
модуле.
Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает

следующее:



установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению
их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;

использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные
на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;

инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает школьникам
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Модуль «Классное руководство»
Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с классом индивидуальную
работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе;
работу с родителями учащихся или их законными представителями.
Работа с классом:

инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах,
оказаниенеобходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;

организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных
дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной,
духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной
стороны, - вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность
самореализоваться в них, а с другой, - установить и упрочить доверительные отношения с
учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
 проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения
педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка,
поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности
обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для
общения.

сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные экскурсии, организуемые классными руководителями и
родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные
ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;

регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность
рефлексии собственного участия в жизни класса.
 выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить
нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:

изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение
за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых
педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются
с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его
классе учителями.

поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания
взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора профессии, вуза и дальнейшего
трудоустройства, успеваемости и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным
руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.

индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение
ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие,
спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с
классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года - вместе
анализируют свои успехи и неудачи.

коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или
законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела - это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает
участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и
анализируются совместно педагогическими работниками и обучающимися. Это не набор
календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел,
интересных и значимых для обучающихся, объединяющих их вместе с педагогическими
работниками в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого
числа обучающихся и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в
ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы
помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий,
организуемых педагогическими работниками для учеников. Вовлечение обучающихся в ключевые
общешкольные мероприятия способствует поощрению социальной активности обучающихся,
развитию позитивных межличностных отношений между педагогическими работниками и
воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
Воспитательная работа по реализации модуля.
Содержание и виды деятельности

Вне образовательной организации:
Ежегодные
совместно
разрабатываемые
и
реализуемые обучающимися и педагогическими
работниками комплексы дел (благотворительной,
экологической,
патриотической,
трудовой
направленности),
ориентированные
на
преобразование окружающего школу социума;
Проводимые для жителей города и организуемые
совместно
с семьями обучающихся виды
спортивной и творческой деятельности, которые
открывают
возможности
для
творческой
самореализации обучающихся и включают их в
деятельную заботу об окружающих;
Посвященные значимым отечественным и
международным событиям.
На уровне образовательной организации:

Формы деятельности

Социально - значимые проекты

Спортивные состязания, праздники,
фестивали, представления

Всероссийские акции

Ежегодно
проводимые
творческие
(театрализованные, музыкальные, литературные и
т.п.) дела, связанные со значимыми для
обучающихся и педагогических работников
знаменательными датами и в которых участвуют
все классы начальной школы;
Связанные с переходом обучающихся на
следующую
ступень
образования,
символизирующие приобретение ими новых
социальных статусов в школе и развивающие
школьную идентичность обучающихся;
Активное участие обучающихся и педагогических
работников в жизни школы, защита чести школы в
конкурсах,
соревнованиях,
олимпиадах,
значительный вклад в развитие школы
На уровне классов:
Реализация общешкольных ключевых дел;
Итоговый анализ общешкольных ключевых дел,
участие представителей классов в итоговом
анализе проведенных дел на уровне
общешкольных советов дела.
На уровне обучающихся:
Вовлечение каждого обучающегося в ключевые
дела школы (по возможности) в качестве
ответственного участника в роли: постановщиков,
исполнителей,
ведущих,
декораторов,
корреспондентов, ответственных за оборудование,
ответственных за приглашение и встречу гостей и
т.п.);
Освоение навыков подготовки, проведения и
анализа ключевых дел;
Наблюдение за поведением обучающегося, за его
отношениями со сверстниками, старшими и
младшими обучающимися, с педагогическими
работниками и другими взрослыми;

Общешкольные праздники, школьный
проект

Коррекция
поведения
обучающегося
(при
необходимости) через предложение взять в
следующем ключевом деле на себя роль
ответственного за тот или иной фрагмент общей
работы.

Частные
беседы
с
обучающимся;
Включение в совместную работу с другими
обучающимися, которые могли бы стать
хорошим примером для обучающегося

Торжественные ритуалы.
Посвящения
Фестиваль образовательных достижений

Церемонии награждения (по итогам года)

Участие школьных классов
Отчетный час для обучающихся,
педагогов и родителей

Распределение и поручение ролей учащимся
класса

Индивидуальная помощь обучающемуся
(при необходимости)
Организованные ситуации подготовки,
проведения и анализа ключевых дел

Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности и дополнительного
образования преимущественно осуществляется через:
вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения,
получить опыт участия в социально значимых делах;
формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей,
которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;

поощрение педагогами детских инициатив.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности и
дополнительного образования происходит в рамках следующих выбранных школьниками видов
деятельности.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного
образования, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их
любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим,
экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое
мировоззрение и научную картину мира («Фенкциональная грамотность»)
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного
образования, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников,
направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения
ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее
духовно-нравственное развитие(«Вокально-хоровое искусство»).
Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для
более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций
семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями
школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности
На групповом уровне:
•
Общешкольный родительский комитет и Управляющий совет школы, участвующие в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их
детей;
•
родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и
внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в
школе;
•
общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания школьников;
•
семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и
советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться
собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
•
родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются
интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов
и педагогов.
На индивидуальном уровне:
• работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных
ситуаций участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения
острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
• помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
• индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий
педагогов и родителей.
Модуль «Экскурсии, походы»
Экскурсии, походы помогут школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об
окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно
относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных
внешкольных ситуациях.
На экскурсиях и в походах создаются благоприятные условия для воспитания у
обучающихся самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков
самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей,
обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.
Воспитательная работа по реализации модуля.
Содержание и виды деятельности

Формы деятельности

Организация классными руководителями и
родителями обучающихся совместных видов
коллективной познавательной и спортивно –
оздоровительной деятельности

Регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы
выходного дня по городу, в городской музей, на
выставки детского творчества, на предприятие, на
природу;

Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация»
включает в себя профессиональное просвещение школьников. Задача совместной деятельности
педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей
профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации,
формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное
самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не
только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта
работа осуществляется через:

циклы профориентационных часов общения, направленных на
подготовку
школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;

профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов
(ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию),
расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о
достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной
деятельности;

экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;

посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в средних
специальных учебных заведениях и вузах.
Раздел IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным
самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного
воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой школы.
Основные принципы осуществления самоанализа воспитательной работы в школе,
являются:
принцип гуманистической направленности самоанализа (уважительное отношение
как к воспитанникам, так и к педагогическим работникам);
принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания (изучение не
количественных его показателей, а качественных - таких как содержание и разнообразие
деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогическими
работниками);
принцип развивающего характера самоанализа (использование результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной
постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы,
адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности);
принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
обучающихся (понимание того, что личностное развитие обучающихся - это результат как
социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами),
так и стихийной социализации и саморазвития обучающихся).
Основные направления самоанализа воспитательной деятельности:
№ Направление Критерии
Способ
Ответственные Оценочный
п/п
получения
инструментарий
информации

1.

Результаты
Динамика
Педагогическое
воспитания,
личностного наблюдение
социализации и развития
саморазвития обучающихся
обучающихся каждого класса

2.

Состояние
Наличие
совместной
интересной,
деятельности событийно
обучающихся и насыщенной и
взрослых
личностно
развивающей
совместной
деятельности
обучающихся
и взрослых

Классные
руководители,
заместитель
директора

Беседы с
Заместитель
обучающимися и директора
их родителями, Классные
педагогическими руководители,
работниками,
Активные
лидерами класса и родители
школы.

Методика Н.П.
Капустина

Анкеты (опросы)
для учащихся и
родителей по
итогам
проведения
воспитательных
мероприятий

Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса:
1.Анализ результатов воспитания, социализации и саморазвития и личностного
развития школьников каждого класса выявил следующие проблемы:

недостаточность развития умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками в
процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видах деятельности, умения находить выходы из спорных ситуаций;

недостаточная сформированность ответственного отношения к учению,
готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования;

недостаточная сформированность мотивации к участию в школьном
самоуправлении и общественной жизни.
1.
Анализа воспитательной деятельности педагогов определил ряд ключевых
проблем:

затруднения в определении цели и задач своей воспитательной деятельности;

проблемы с реализацией воспитательного потенциала совместной с детьми
деятельности;

не всегда и не все стремятся к формированию вокруг себя привлекательных
для школьников детско-взрослых общностей;

-тиль общения педагогов со школьниками не всегда доброжелателен,
доверительныеотношения складываются не со всеми школьниками.
2.
Управление воспитательным процессом в образовательной организации
Большинство педагогов имеют чёткое представление о нормативно-методических
документах, регулирующих воспитательный процесс в школе, о своих должностных обязанностях
и правах, сфере своей ответственности. Администрацией создаются условия для
профессионального роста педагогов в сфере воспитания (курсы повышения квалификации, участие
в панораме педагогического опыта, интерактивные обучающие семинары). Разработаны и пошагово
внедряются критерии оценки качества деятельности классных руководителей со своими
воспитанниками.
3.
Ресурсное обеспечение воспитательного процесса в образовательной
организации.
В школе созданы необходимые условия для организации воспитательной работы,
проведения мероприятий, спортивных соревнований, мероприятий для всех участников
воспитательного процесса, организации встреч с интересными людьми, а также проведения
профилактической работы. В школе имеются спортивные залы Спортивная база полностью
обеспечена необходимым оборудованием.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».