Курс по выбору Пишем сочинение 11 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования администрации Нижнесергинского муниципального района
МАОУ СШ № 1 г. МИХАЙЛОВСКА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по выбору «Пишем сочинение»
для обучающихся 11 класса

Михайловск, 2024
1

Пояснительная записка
Курс по выбору по русскому языку «Пишем сочинение» предназначен для учащихся 11
классов.
1.Программа учебного курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО, ООП
СОО, на основе авторской программы Лысенко Н.В. «Сочинение - рассуждение в формате
ЕГЭ».
Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или эссе, – одна из
актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному
человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни
реализовывал себя.
– не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и, по мнению
большинства учителей, одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе
обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками
связной речи. Оно требует от обучающегося и выпускника предельной
сосредоточенности, умения чётко образно и грамотно излагать, аргументировать свои
мысли.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует
литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует.
Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою
личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Актуальность данного элективного курса заключается прежде всего в том, что
полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать
собственные высказывания, позволяют подготовить учащихся к ЕГЭ (задание 27) по
русскому языку в 11 классе. А также в направленности его на организацию систематичной
работы над пониманием художественного и публицистического текста и способами его
выражения, практического применения полученных знаний и умений в ситуации
необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.
Особенность содержания данного курса состоит в том, что он не отражает какого-либо
одного специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии связной речи
и опирается на данные таких филологических дисциплин и прикладных предметов, как
литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи.
2.Цель курса: создание условий для формирования у обучающихся ключевых
коммуникативных компетентностей, необходимых для успешной социализации личности;
развитие речемыслительного потенциала выпускника, подготовка к написанию
сочинения-рассуждения на ЕГЭ.
Задачи курса:
развитие коммуникативной компетенции обучающихся;
формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения;
овладение нормами русского литературного языка;
обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
развивать умение выявлять, осмыслять и интерпретировать содержащуюся в исходном
тексте смысловую информацию;
формировать умение определять личностную позицию по поводу прочитанного и
собственное отношение к содержанию исходного текста;
обучение работе над сочинением в соответствии с требованиями ЕГЭ;
воспитание способности воспринимать и оценивать мастерство художника слова.
3. Программа элективного курса предназначена для обучающихся 11 класса и
рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Содержание курса
Введение (2 ч.)
2

Цели и задачи курса. Нормативные и методические документы по подготовке и
проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку.
Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы.
Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и
сочинения.
Языковые нормы (1 ч.)
Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.
Текст (3 ч.)
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста.
Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логикосмысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в
тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная
обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи (2 ч.)
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение
ошибок при определении типов речи. Работа с текстами.
Функциональные стили речи (2 ч.)
Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение
ошибок при определении стиля текста. Работа с текстами.
Изобразительно-выразительные средства языка (3 ч.) Речь. Языковые средства
выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Работа с текстами.
Коммуникативная компетенция (21 ч.)
Виды информации в тексте. Информационная обработка текста. Употребление языковых
средств. Работа с текстами.
Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы.
Работа с текстами.
Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы.
Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при
формулировании проблемы, авторской позиции по проблеме. Работа с текстами.
Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Введение цитат в текст сочинения.
Прямая и косвенная речь. Типовые конструкции для комментирования проблемы.
Типичные ошибки при комментарии проблемы. Работа с текстами.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Средства выражения позиции
автора. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции.
Типовые ошибки при формулировании авторской позиции. Работа с текстами.
Выражение собственного мнения. Виды аргументов, их «ценность». Структура аргумента.
Источники аргументации. Типичные ошибки аргументации. Создание «банка
аргументов». Работа с текстами.
Композиция сочинения. Композиционное единство при создании собственного текста.
Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их
предупреждение. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность
изложения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы
вступления. Виды заключения. Работа с текстами.
Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка. Соблюдение
орфографических, пунктуационных, этических, языковых и речевых норм современного
языка. Соблюдение фактологических норм в фоновом материале. Работа с текстами.
Планируемые результаты освоения курса:
учащиеся должны знать:
-теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения;
-уметь применять такие коммуникативные умения как умение:
интерпретировать содержание исходного текста;
3

-последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме;
-выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых
норм;
-создавать свой текст определённой модели, соответствующий требованиям выполнения
части С;
- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
владеть:
коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой
деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции,
необходимой для использования языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях
общения.
Формы проведения занятий: групповая и индивидуальная; работа с нормативными
документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг,
практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления
и решения лингвистических и коммуникативных задач, миниисследования содержания и
языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с
требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических сочинений, тренировочнодиагностические работы, репетиционный ЕГЭ, использование различных каналов поиска
информации
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
№ п/п
1

Введение

кол-во часов теоретич.
часть
2
2

2

Языковые нормы

1

1

-

3

Текст

3

2

1

4

Функционально-смысловые типы речи

2

1

1

5

Функциональные стили речи

2

1

1

6

Изобразительно-выразительные средства 3
языка
Коммуникативная компетенция.
21

2

1

8

13

Всего в 11 классе

17

17

7

Тематика курса

34

практич.часть
-

4

№
п/п

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
КолДата
Предмет
Тема занятия (34 часа)
во
изучения
изучения
часов План Факт Формируемые
умения

I

Введение

1

Цели и задачи курса. Нормативные и 1
методические документы по подготовке и
проведению государственной (итоговой)
аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку.

2

Особенности ЕГЭ по русскому
Спецификация экзаменационной
Кодификатор. Демонстрационная
Критерии и нормы оценки тестовых
и сочинения.
Языковые нормы

2

2

языку. 1
работы.
версия.
заданий

04.09 04.09 Нормативные,
методические
документы
по
подготовке
и
проведению ЕГЭ
2025
11.09 11.09 Критерии
и
нормы
оценки
тестовых заданий
и сочинения.

1

Литературный язык. Нормы речи. Словари 1
русского языка.
Текст (3 ч.)
3

18.09 18.09 Нормы речи

4

Структура, языковое оформление. Смысловая 1
и композиционная целостность текста.
Последовательность предложений в тексте.

25.09

5

Разноаспектный анализ текста. Логико- 1
смысловые отношения между частями
микротекста. Средства связи предложений в
тексте.
Основная и дополнительная информация 1
микротекста.
Функционально-смысловые типы речи
2

02.10

09.10

Микротемы
текста

Функционально-смысловые типы речи, их 1
отличительные признаки.
Предупреждение ошибок при определении 1
типов речи. Работа с текстами.

16.10

Знать типы речи

23.10

Определять
ведущий
речи

3
3

6
4
7
8

5

Функциональные стили речи

9

Функциональные стили, их характеристика. 1
Признаки стилей речи

Структура,
языковое
оформление
текстов
Разноаспектный
анализ текста

тип

2
06.11

Признаки стилей
речи
5

10

Предупреждение ошибок при определении 1
стиля текста. Работа с текстами.

13.11

Правильно
определять стиль
речи

6
11

Изобразительно-выразительные средства 3
языка
Речь. Языковые средства выразительности.
1

20.11

12

Тропы, их характеристика.

1

27.11

13

Стилистические фигуры. Работа с текстами.

1

04.12

Видеть в тексте
тропы
и
стилистические
фигуры
Видеть в тексте
тропы
и
стилистические
фигуры
Видеть в тексте
тропы
и
стилистические
фигуры

7

Коммуникативная компетенция

21

14

Виды информации в тексте. Информационная 1
обработка текста.

11.12

15

Употребление языковых средств. Работа с 1
текстами.
Жанровое
многообразие
сочинений. 1
Структура письменной экзаменационной
работы. Работа с текстами.

18.12

Формулировка проблем исходного текста. 1
Типы
проблем.
Способы
выявления
проблемы.
Типовые конструкции для формулирования 1
проблемы.
Типичные
ошибки
при
формулировании
проблемы,
авторской
позиции по проблеме. Работа с текстами.
Комментарий к проблеме. Типы информации 1
в тексте.

15.01

20

Введение цитат в текст сочинения. Прямая и 1
косвенная речь.

05.02

21

Типовые конструкции для комментирования 1
проблемы.
Типичные
ошибки
при
комментарии проблемы. Работа с текстами.

12.02

22

Авторская позиция. Отражение авторской 1

19.02

16

17

18

19

25.12

22.01

29.01

Уметь
осуществлять
информационну
ю
обработку
текста.
Работа
с
текстами
Знать структуру
письменной
экзаменационной
работы
Уметь правильно
формулировать
проблему текста
Уметь правильно
формулировать
проблему текста
Построение
комментария
к
проблеме
Уметь правильно
вводить цитаты в
текст сочинения
Типовые
конструкции для
комментировани
я проблемы
Уметь выявлять и
6

позиции в тексте.

23

Средства выражения позиции автора. Автор и 1
рассказчик.

26.02

24

Типовые конструкции для выражения 1
авторской позиции. Типовые ошибки при
формулировании авторской позиции. Работа с
текстами.

05.03

25

Выражение собственного
аргументов, их «ценность».

12.03

26

Структура
аргумента.
Источники
аргументации.
Типичные ошибки аргументации. Создание
«банка аргументов». Работа с текстами.
Композиция сочинения. Композиционное
единство при создании собственного текста.
Абзацное членение, типичные ошибки в
абзацном членении письменной работы, их
предупреждение.
Смысловая
цельность,
речевая связность и последовательность
изложения.
Основные
средства
связи
между
предложениями в тексте.

27
28
29

30

мнения.

Виды 1

1

19.03

1

02.04

1

09.04

1

16.04

1

23.04

31

Виды
и
формы
вступления.
заключения. Работа с текстами.

Виды 1

30.04

32

Речевое оформление сочинения. Точность и 1
выразительность
языка.
Соблюдение
орфографических,
пунктуационных,
этических, языковых и речевых норм
современного языка.
Соблюдение фактологических норм в 1
фоновом материале. Работа с текстами.
Практикум
Нормативные и методические документы по 1
подготовке и проведению государственной
(итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по
русскому языку. Особенности ЕГЭ по
русскому языку.

07.05

33

34

14.05

21.05

обозначать
авторскую
позицию в тексте
Средства
выражения
позиции автора
Типовые
конструкции для
выражения
авторской
позиции
Виды
аргументов, их
«ценность».
Создание «банка
аргументов».
Создание «банка
аргументов».
Композиция
сочинения.
Композиция
сочинения.

Знать и уметь
использовать
разные средства
связи
между
предложениями в
тексте
Виды и формы
вступления.
Виды
заключения
Речевое
оформление
сочинения.

фактологические
нормы в фоновом
материале.
Особенности
ЕГЭ по русскому
языку.

7

ИТОГО:

34 ч.

Методическое обеспечение программы.
Программа составлена таким образом, чтобы большую часть знаний, навыков и умений
обучающий получал в результате практической деятельности. Практические занятия работа с текстами, со схемами, составление плана, конспектирование, работа с
дополнительными источниками, поиск и отбор материала, написание сочинений, очерков,
будут способствовать формированию устойчивого интереса к изучению родного языка,
Техническую
оснащённость
курса
обеспечивают
телевизор,
магнитофон,
мультимедийный проектор, компьютер, видеозаписи.
Учебно-методическое обеспечение: таблицы, комплекты карточек, тексты.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы.
Г.Т. Егораева. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение части 3 (С). М.: Экзамен,2020.
Г.Т. Егораева. ЕГЭ. Русский язык. Русский язык. Комментарий к основной проблеме
текста.
Аргументация. Часть 3 (С) М: Экзамен, 2021.
Е.С. Симакова. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Сочинение».
М.: АСТ Астрель, 2018.
И.П. Цыбулько ЕГЭ Русский язык. Выполнение заданий А, В, С. Актив-тренинг. М:
Национальное образование, 2020.
Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной
подготовки: учебнометодическое пособие. Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011.
Т.Н. Сокольницкая Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без
проблем! – М.: Эксмо, 2007.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному
экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2007.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».